Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. С 145 таблицами. М., 1935. Тираж 775 экз. В двух издательских коленкоровых переплетах в картонажном футляре. Отличная сохранность.

Автор: Ладыгина-Котс Н.Н.
Год издания: 1935


Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. С 145 таблицами. М.: Издание Государственного Дарвиновского музея, 1935. XVI, 596 c. с ил. в тексте; 22 л. ил. Фототаблицы: 120 л. ил. 25 x 17,2 см. Тираж 775 экз. Книга вышла в серии: «Государственный Дарвиновский музей. III том трудов музея (юбилейное издание)». Резюме на английском языке. В двух издательских коленкоровых переплетах с золотым тиснением на верхних крышках. В издательском картонажном футляре. Отличная сохранность.


Книга Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс (1889-1963) стала знаковой для своей эпохи. Выдающийся ученый-естествоиспытатель, зоопсихолог, она была очень талантливым наблюдателем и весьма эрудированным исследователем. Эти качества особенно ярко проявились в ее фундаментальной работе «Дитя шимпанзе и дитя человека», в которой она описывает и проводит сравнение поведения и психологических черт шимпанзе и человека. Эта книга является, в первую очередь, иллюстрированным и описательным очерком эмоциональных выражений у детеныша шимпанзе и ребенка homo sapiens. Особенным достоинством издания стал богатый иллюстративный материал (фотографии и рисунки), который может служить наглядным пособием для всех, интересующихся проблемами зоопсихологии. Данный труд принес автору мировую славу и был переведен на основные европейские языки.

Главными «подопытными», наблюдения над которыми позволили Н.Ладыгиной написать настоящий труд, были детеныш шимпанзе, ставший ее домашним питомцем специально для научных наблюдений, и ее собственный сын. Наблюдения над обезьяной осуществлялись в 1913-1916 гг., над ребенком - 1925-1929 гг. Оба «подопытных» во время наблюдения находились практически в одинаковом возрасте (от 1 до 4 лет) и условиях. Исследователь проанализировала за несколько лет огромный объем данных биопсихологических наблюдений, зафиксированных в дневниках, которые позволил ей говорить не только об индивидуальных чертах своих подопытных, но и об общих родовых чертах обезьяны и человека. Для экспериментов был выбран именно шимпанзе, у которых наилучшим образом развит язык выразительных движений, ставший главным объектом изучения Н.Ладыгиной.

Н.Ладыгина в мельчайших деталях описывает анатомические особенности шимпанзе, различные состояния и выражения тела и лица обезьяны в статике и динамике, при проявлении тех или иных эмоций. Подробно характеризуются формы проявления всевозможных эмоциональных состояний детеныша примата, его инстинктов, взаимодействия с людьми. Автор приводит множество конкретных ситуаций из богатого жизненного опыта домашнего шимпанзе, с той или другой стороны характеризующих его биопсихологические черты. Аналогичная методика была использована для наблюдения за поведением ребенка, которое сравнивалось с поведением шимпанзе (II аналитическая часть исследования).

Данные наблюдений сопоставлены друг с другом в синтетической III части книги, где сделаны важные выводы об отличиях психологии человека и высших приматов, обусловленных эволюцией. Главный из них заключается в том, что, несмотря на многие стороны внешнего сходства поведения человека и шимпанзе, проявления некоторых инстинктов, звуков, подражания и т.п., выявлено существенное различие между ними в качестве эмоций и характере игр (особенно в отношении конструктивных игр человека). Кроме того, у ребенка двух- или трехлетнего возраста рано проявляются способности к абстрагированию, что связано, в том числе, с развитием речи. У ребенка, живущего в социуме, возникает и развивается символическое мышление. Согласно одному из важнейших выводов, к которому пришла Н.Ладыгина после всех описанных в книге экспериментов, основные психические процессы человека и шимпанзе качественно отличаются.

К тому исследования приложен большой альбом фотоснимков, представляющий собой визуальный архив наблюдений Н.Ладыгиной над шимпанзе и ребенком.

Являясь ученицей русского дарвиниста, профессора Н.К.Кольцова, Н.Ладыгина занималась исследовательской работой, наблюдая за поведением разных видов животных в Московском зоопарке с 1920 года. Только в 1921—1923 гг. она провела около 30 000 опытов. Н.Ладыгина и ее муж А.Ф.Котс были основателями Дарвиновского музея в Москве. Своими трудами Н.Н.Ладыгина-Котс заложила фундамент нового направления психологической науки — психологии антропогенеза. Надежда Николаевна любила животных, тонко чувствовала их состояния, добивалась расположения, доверия к себе и только потом вводила их в мир эксперимента, всегда адекватного потенциальным природным возможностям испытуемых. Именно этот подход обеспечил исследователю получение глубоких и адекватных фактических данных. Н.Н.Ладыгина-Котс является автором множества научных статей и монографий, участником больших научных дискуссий, в которых она высказывала свои мнения, например, о том, что орудийная деятельность высших обезьян является важнейшей предпосылкой антропогенеза. Как ученый, Н.Ладыгина сложилась еще до революции, впоследствии ее исследования получили международное признание.

В Советском Союзе с конца 1920-х гг. в экспериментальной биологии по политическим причинам начинает доминировать физиологическое направление, созданное академиком И.П.Павловым. При всей научной значимости его тотальность не способствовала свободному развитию исследовательской мысли. Работы, имевшие другие теоретические основания замалчивались или наталкивались на административные барьеры. Именно в это время затухает направление зоопсихологии. Н.Н.Ладыгина всю жизнь занимала независимую научную позицию, не примыкая ни к одному из исследовательских направлений. Ее изыскания, посвященные зоопсихологии и сравнительной психологии человека и высших обезьян, оставались редким исключением на фоне господства физиологической школы, но и эти исследования издавались малыми тиражами, а зачастую писались «в стол».