Лактанций. Творения Лактанция, писателя в начале четвертаго века, прозваннаго христианским Цицероном. Перевод Е.Карнеева. В двух частях. Спб., 1848. В одном современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.
Автор: Лукий Целий Фирмиан Лактанций
Год издания: 1848
Лактанций. Творения Лактанция, писателя в начале четвертаго века, прозваннаго христианским Цицероном. Перевод Е.Карнеева. В двух частях. Спб.: Издание Кораблева и Сирякова, 1848. 20,4 x 13,4 см. В одном современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.
Часть 1. [6], 404 c.
Часть 2. [2], 319, [2] c.
Библиография: Н.Б. Русские книжные редкости: Опыт библиографического описания редких книг с указанием их ценности. М., 1902. № 295; Международная книга. 25-923, 55-1219.
Творения в переводе Е.Карнеева, вышедшие в Петербурге в 1848 году, – одно из лучших изданий сочинений Лактанция. Их большую часть составили «Божественные наставления» в семи книгах. Сюда же вошли еще три самостоятельных произведения: «О смерти гонителей», «О гневе Божием» и «О творчестве Божием». В своих апологетических сочинениях Лактанций ориентировался на аудиторию высокообразованных язычников. Его произведения имеют «интеллектуально привлекательную и литературно совершенную» форму, написаны изящным стилем с соблюдением классических литературных канонов и являются одним из самых ярких образцов не только христианской, но и всей позднеантичной литературы.
«Божественные наставления» - наиболее известное из творений Лактанция, это самая блестящая и обширная из ранних христианских апологий. В ней автор стремился изложить все содержание христианского учения. Критикуя язычество, он показывает его слабости, считает, что в христианстве религия и мудрость неотделимы друг от друга, тогда как в язычестве они существуют порознь, следовательно, там не может быть ни истинной мудрости, ни истинной религии.
Почитая Юпитера и других своих богов, язычники, по мнению Лактанция, в сущности, нередко молились Богу истинному. За критикой учений Пифагора, Сократа, Цицерона и др. следует изложение положительного учения христианства. Лактанций доказывает, что Богопочитание состоит в добродетели, понимаемой в христианском смысле. Занимаясь критикой взглядов античных философов, он достаточно подробно излагает их содержание, а также использует принципы античной философии для доказательства истинности христианства.
В конце книги автор излагает учение хилиазма: Бог сотворил мир в шесть дней; отсюда следует, что мир будет существовать 6000 лет; следовательно, через 200 лет (со времени автора) последует кончина мира и наступит новое, тысячелетнее царство Христово, соответствующее седьмому дню повествования о творении.
Лукий Целий Фирмиан Лактанций (ок. 250 – ок. 330) - знаменитый писатель и ритор III – начала IV вв., первоначально был язычником и принял христианство лишь в 303 г. Получил хорошее образование. Прозвище «Лактанций» заслужил за свое красноречие. Ученые эпохи Возрождения называли его «христианским Цицероном» (за изящный литературный стиль), его даже сравнивали с Григорием Богословом. Император Диоклетиан пригласил Лактанция в главную школу Никомидии на кафедру риторики, а император Константин назначил его воспитателем наследника престола.