Лебедев А.П. Слепые вожди: Четыре момента в исторической жизни церкви. М., 1907. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Лебедев А.П.
Год издания: 1907
Лебедев А.П. Слепые вожди: Четыре момента в исторической жизни церкви. М., печатня А.И.Снегиревой, 1907. [2], 86 c. 21 х 14,8 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Многовековая история христианской церкви знает много примеров, когда ее положение делалось предметом критики и суда. Начало XX века, эпоха быстро меняющейся общественной жизни, не стало исключением. На необходимость реформ указывали не только сторонние критики, но и сами представители церкви, а потому в настоящем издании автор попытался увидеть в этом процессе не враждебные обвинения, а поиск «лечения болезни», в котором одинаково заинтересовано и священство, и паства.
Сюжет книги образовало несколько вопросов, прямо относящихся к прошлому церкви и его современному положению. А.П.Лебедев неустанно напоминает о том, что церковные недостатки обнаружились не в последнее время, а обнаруживались в самые разные моменты истории. Миф о прекрасном прошлом исключительно благочестивых почивших иерархов он признавал крайне вредным и сильно грешащим против истины. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, автор обращается к тому, как в прошлом церковь ступала на путь самоанализа с целью искоренения вкравшихся недостатков. Для иллюстрации этой мысли автор выбрал несколько наиболее значительных для русской церкви моментов.
Название настоящего издания отсылает к временам Иисуса Христа и его обличительной речи в адрес фарисеев (Евангелие от Матфея, 23). Христос называет фарисеев «слепыми вождями». Иоанн Златоуст развивает эту мысль и пишет, что фарисеи присвоили себе учительские кафедры, любили называться учителями закона, имели множество приверженцев в народе и почитали себя истинными наставниками. Речь Христа, обращенная к ним, полна указаний на то, что учение книжников и фарисеев расходится с делом в самой крайней степени, и иллюстрирует пристрастие к атрибутам внешним в ущерб духовной жизни на множестве примеров. Именно этот момент выбран автором как первый из четырех важнейших для православной церкви. Его А.П.Лебедев выбирает как первое яркое указание на несоразмерность учения и учителей. Особо он отмечает, что это обличение во многом способствовало взращению универсальной, для всех равноспасительной церкви.
Для каждого из четырех рассматриваемых периодов А.П.Лебедев обратился к письменному источнику. Так, для суждения о положении иудейской церкви времен Христа он обратился к Евангелию от Матфея, для обстоятельного знакомства с состоянием византийской церкви IV века руководствовался текстами Григоря Богослова, а для разрешения вопросов о церкви времен Петра I до ее преобразования (учреждения Синода и включения в состав государственной машины) пользовался таким авторитетным произведением, как Духовный регламент. Заключительный, 200-летний период, прошедший со времен Петра I до Николая II, автор проиллюстрировал на примере труда талантливого церковного историка М.Я.Морошкина, посвященного эпохе Николая I. Здесь автор обратил свое внимание прежде всего на интеллектуальную жизнь высшего духовенства.
Во многом «Слепые вожди», как одна из последних книг А.П.Лебедева, стали подготовительной платформой для разговора о церковной реформе и грядущем Вселенском соборе. Многочисленные указания на бесчинства епископов, почерпнутые из неоспоримых и авторитетных источников, дали повод к дискуссии о современных проблемах церкви и ее иерархов. Размышлениям о необходимости и возможном воплощении реформы посвящена заключительная часть книги.
Алексей Петрович Лебедев (1845-1908) - выдающийся церковный историк, профессор Московской духовной академии и Московского университета, составитель наиболее масштабного курса истории Восточной церкви. В 1870 г. он был назначен на кафедру Древней церковной истории. Профессор А.П.Лебедев пользовался огромной популярностью у студентов, его аудитория была одной из самых посещаемых. Это был единственный в Академии профессор, ежегодно предлагавший новые курсы. Из его «школы» вышли более десяти магистров. Ученый ценил больше всего внутреннюю исследовательскую свободу. В то время как духовная цензура бдительно следила за каждым словом профессора, он имел мужество писать объективные, не следовавшие за официальной доктриной научные работы. Так, его докторская диссертация, посвященная первому периоду истории Вселенских соборов, подверглась травле и в конце концов попала под долгий запрет. Исследования А.П.Лебедева подняли отечественную церковно-историческую науку на европейский уровень и заставили обратить на нее внимание западных ученых.