Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Леонтьев К.Н. Из жизни христиан в Турции: Повести и разсказы. 3 тома. М., 1876. В трех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Автор: Леонтьев К.Н.
Год издания: 1876


Леонтьев К.Н. Из жизни христиан в Турции: Повести и разсказы. 3 тома. М., в Университетской типографии, 1876. 20,5 х 13,5 см. В трех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Том 1. [2], IV, 353 с.
Том 2. [2], 390 с.
Том 3. [2], 423 с.


Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) - талантливый писатель и публицист. Из дворян, семья имела поместье под Малоярославцем; окончил медицинский факультет Московского университета, в Крымскую кампанию был военным врачом. Десять лет (1863-1873) К.Н.Леонтьев прожил в Турции в качестве дипломата. Он был консулом на Крите, в Адрианополе, Тульче, Янине, Зице и Салониках, но оставил дипломатическую карьеру из-за произошедшего в 1871 г. душевного кризиса и переворота, в корне изменившего его взгляды с умеренно-либеральных на консервативные. В своем презрении к чистой этике и в своем культе самоутверждающейся силы и красоты К.Н.Леонтьев предвосхитил многие мысли Ницше. Около двух лет он прожил на Афоне, а затем стал профессиональным литератором и журналистом. Хлеб, добываемый пером, был скуден и горек, пока, наконец, в начале 1880-х г.г. К.Н.Леонтьев не стал цензором в Москве. В 1887 г. писатель поселился в Оптиной пустыни и перед смертью постригся в монахи.

Философский и идеологический пафос произведений, выражавших консервативные взгляды К.Н.Леонтьева, не были приняты современниками. Они стали близки только эстетствующим интеллектуалам эпохи декаданса, воспитанным на произведениях Ницше, пережившим революции и тоскующим по консерватизму и подлинно мистическому богопознанию.

Наилучшим образом литературная самобытность К.Н.Леонтьева проявилась в сборнике рассказов и повестей «Из жизни христиан в Турции». И.С.Аксаков, враждебно относясь к политическим и церковным взглядам Леонтьева, выражал восхищение по поводу восточных повестей писателя и говорил: «прочти их, не нужно и в Турцию ехать». В них изображаются патриархальные устои жизни греков в Османской империи третьей четверти XIX в. Автор видит и передает разнообразный, насыщенный, цветистый уклад их жизни, по ощущению самого К.Н.Леонтьева - более яркой, чем у соседей - балканских славян. В то же время в очерках переданы типичные черты жизни христиан под властью турок, а поэтому они повествуют и об образе жизни славян на Балканах. Автор описывает повседневный быт греков, традиционные брачные, семейные, хозяйственные обычаи, вторгающиеся в них новые социальные реалии; мировосприятия разных слоев населения, отношения внутри культуры и между культурами православной и исламской. Особенно ценны наблюдения над межэтническими и религиозными отношениями, например, описана попытка перехода из православия в ислам девушки, реакции на это греческой общины и мусульманских властей, юридические процедуры, связанные с таким переходом.

Именно под впечатлением жизни греков Средиземноморья, унаследовавших многие традиции византизма, духовные и политические идеалы древней православной империи стали для К.Н.Леонтьева альтернативой черствому прагматизму, рационализму и погоне за прогрессом, свойственным европейскому буржуазному обществу. В конечном итоге автор стремится понять и принять жизнь суровую, полную бед и страданий, такой, какая она есть, увидеть в ней красоту, место для счастья и проявлений силы духа. Именно образ жизни греков-киприотов, с присущими ему ощущением фатализма и, в то же время, чувствами собственного достоинства, сверхчеловеческой красоты и силы, позволил автору почувствовать и передать этот новый свой идеал. К.Н.Леонтьев пламенно желал, чтобы Россия завоевала Константинополь, но не затем, чтобы сделать его центром славянской либерально-демократической федерации, а затем, чтобы в древней столице укрепить и развить истинно-консервативный культурный строй и восстановить Восточное царство на прежних византийских началах.