Лешков В. Русский народ и государство: История русскаго общественнаго права до XVIII века. М., 1858. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Лешков В.
Год издания: 1858
Лешков В. Русский народ и государство: История русскаго общественнаго права до XVIII века. М., в Университетской типографии, 1858. [6], II, III, 612, [2] c. 22,1 x 13,9 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Библиография: Международная книга: 9-366, 46-903, 60-843.
Василий Николаевич Лешков (1810-1881) - ученый-юрист, славянофил. Окончил Главный Педагогический институт. Последователь исторической школы в законоведении и ее основателя, знаменитого немецкого ученого Ф.К.Савиньи, лекции которого он слушал в Берлинском университете. В.Н.Лешков состоял профессором полицейского права (сам ученый называл его общественным) в Московском университете, был одним из первых его идеологов и теоретиков. В настоящее время этот раздел называется социальным правом. В.Н.Лешков выступал горячим сторонником общины, самоуправления и самодеятельности, видя в них основные черты русского народа. Он полагал, что "не опека … государства над частными лицами, а взаимодействие частного с общим составляет задачу общественного права". При его ближайшем участии возникло Московское юридическое общество, председателем которого В.Н.Лешков состоял с 1865 до 1880 г. По инициативе ученого был созван первый Съезд русских юристов. В.Н.Лешков был гласным Московского губернского земства, редактором "Юридической Газеты" и "Юридического Вестника".
«Русский народ и государство» - главный труд В.Н.Лешкова. В нем ученый формулирует мировоззренческие, теоретические и исторические основы полицейского, или социального права, на базе которого впоследствии сформировались современные административное и трудовое право, право социального обеспечения. Книга насыщена фактами из социально-экономической истории средневековой России и европейских стран. В.Н.Лешков полагал, что общественное право должно служить звеном и посредником между государством и отдельными гражданами. Автор подчеркивает, что из отдельных «лиц» никогда не может возникнуть государство или какое-либо связное общественное «здание». Зачастую между гражданским элементом и государством существует антагонизм. В Средние века «общины» начали размывать всякое государственное устройство.
Для России всегда были характерны коллективизм, общинность, впервые зафиксированные еще в Русской Правде и существовавшие на протяжении всей русской истории вплоть до Новейших времен. Автор в связи с этим ставит задачу представить историю общественного права на русской почве в эпоху Средневековья. Он излагает понятия о предмете общего права и его истории, исследует проблемы взаимоотношений общества и государства в разные периоды мировой истории. От этих теоретических положений В.Н.Лешков переходит к рассмотрению Русской Правды и других законодательных сводов как исторических источников. Он стремится восстановить исторический и юридический смысл древнерусских общественных институтов: семьи, общины. Ученый реконструирует развитие отношений общины и государства, исследует проблемы общественных и личных прав. Сложность заключалась в том, что древнерусские правовые источники очень неопределенно касаются частной сферы.
Основное содержание исследования занимает изложение истории появления и развития тех или иных разновидностей общественного права на Руси с древнейших времен: права личного или поземельного, права ямской гоньбы, ремесленного, промышленного, торгового, сословных прав и т.д. Рассматривается развитие охранительного законодательства, которое обеспечивало бы народное благоденствие: законов по защите здоровья, имущества, законов, защищающих от стихийных бедствий и действий человека, законов, обеспечивавших гражданские права, в том числе право передвижения (законы о паспортах), свободу слова, цензурные ограничения. Представлено развитие законодательства об общественном призрении.