Летопись войны 1914-1917 г.г. №№ 1-132. Пг., 1914-1917. Еженедельный иллюстрированный журнал. Полный комплект. В пяти современных полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность. Редкость.
Автор: Дубенский Д.Н., ред.
Год издания: 1914
Летопись войны 1914-1917 г.г. №№ 1-132. Пг., Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1914-1917. 2120 с., 184 с.; с илл., карт., портр. в тексте и на 9 отдельных листах. 32,5 х 24,2 см. Еженедельный иллюстрированный журнал. Четыре года издания. Полный комплект. В пяти современных полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность. Богато иллюстрированное издание, представляет историческую и коллекционную ценность. Редкость.
Библиография: Международная книга: 50-396 - 50-398.
Еженедельный иллюстрированный журнал «Летопись войны» выходил с середины августа 1914 г. и был полностью посвящен событиям Перовой мировой войны. Издание печаталось в одной из лучших типографий Российской империи – Товариществе Р.Голике и А.Вильборг, пользовавшейся заслуженным авторитетом как многолетний поставщик русского Императорского двора. С первых месяцев войны издание подробно рассказывало о событиях на фронтах, давало сведения о полководцах и главнокомандующих союзных армий, их численности, вооружении. Не реже двух раз в месяц выпускались сводки официальных документов и Высочайшие именные указы, касавшиеся отечественный войск. Регулярно публиковались письма русских солдат и членов их семей, статьи, объясняющие положение на фронте, летопись событий за неделю, зачастую сопровождавшиеся картами и схемами.
Яркой особенностью издания стало богатство иллюстраций. Печатью журнала руководил Бруно Георгиевич Скамони, директор-распорядитель типографии Р.Голике и А.Вильборг, по выражению А.Бенуа - "один из самых толковых и дельных людей, когда-либо встречавшихся на книгоиздательском поприще". Бруно Скамони был потомственным инженером-полиграфом, сыном Георгия Николаевича Скамони – изобретателя гелиографии и фотомеханического способа изготовления миниатюрных книг. Качество издания поддерживалось на высочайшем уровне на протяжении всех четырех лет издания. Печать неизменно производилась на плотной, гладкой веленевой бумаге даже в годы острого бумажного кризиса в 1916-1917 г.г., что само по себе является большой редкостью. Издатели предпочли повысить цену подписки, рискуя потерять часть аудитории, но не жертвовать качеством журнала.
Праздничные и рождественские номера выходили в особой цветной обложке с изображением Георгия Победоносца и были снабжены приложениями, выполненными в красках. Пасхальные номера выпускались с изображением архангелов. Все обложки «Летописи войны 1914-1917 г.г.» были созданы выдающимся художником-графиком, каллиграфом Александром Николаевичем Лео (1868-1943), с 1903 г. состоявшим художником в типографии товарищества Р.Голике и А.Вилъборг. В 1920-х г.г. он продолжил работу для ряда издательств (ГИЗ, "Прибой", "Атеней" "Academia" и др.), выполнил множество обложек, преимущественно шрифтовых, иногда с применением повторявшихся мотивов орнаментальных украшений в стиле начала XIX века. Сорокалетие его работы было отмечено Ленинградским обществом библиофилов выпуском особого сборника, посвященного работам художника.
«Летопись войны» стала главным официальным журналом, наиболее полно освещавшим события Первой мировой войны. Одной из важнейших тем, которой, как правило, открывался журнал, стала связанная с войной деятельность членов Императорского дома: посещения войск Николаем II, работа Августейшей сестры милосердия Александры Федоровны (в издании во множестве представлены ее портреты: акварели Г.Лукомского, работы П.И.Волкова), и др.
Патриотическо-монархический тон издания поддерживался и рассказами русских солдат, сражавшихся на войне, письмами их близких. Их нелегкая миссия по защите «родины, веры и царя» освещалась со всем возможным почтением. Редакция принимала фотографии воинов с краткими биографическими сведениями, а также другие материалы, присылаемые в редакцию, и по мере возможности помещала их на страницах «Летописи» в разделе «Отклики войны на Руси» и «Корреспонденция с войны».
Кроме многочисленных фотографических материалов, в журнале нашли отражение и живописные работы на тему войны. Одним из часто встречающихся авторов, публиковавших здесь свои работы, стал Степан Федорович Колесников, близко подружившийся в Одесском художественном училище с будущими классиками советской живописи: Исааком Бродским, Митрофаном Мартыщенко (Грековым), авангардистом Давидом Бурлюком. К пасхальным праздникам была напечатана его работа «Красное яичко в Галиции», восточная часть которой в 1914 г. была занята русской армией, об открытии кавказского фронта – работа «На посту», «Под снежным саваном». В издании печатались работы самых разных художников, в том числе и принимавших участие в военных действиях. Так, например, крепость Баязет была изображена по рисунку капитана русской армии Чеглокова, выполненному с натуры.
Редактором-издателем журнала стал Дмитрий Николаевич Дубенский (1857-1923), генерал-майор и военный писатель. К моменту выхода «Летописи войны 1914-1917 г.г.» он уже обладал богатым опытом по изданию военных журналов. Именно Д.Н.Дубенский руководил публикацией журнала «Летопись войны с Японией 1904-1905 г.г.» совместно с Б.Г.Скамони, сотрудничал со специально приглашенными художниками и собственными корреспондентами. В свите императора Д.Н.Дубенский занимал должность официального историографа, он также подготовил четыре выпуска издания «Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в действующей армии за 1914 - февраль 1916 г.». После революции 1917 г. эмигрировал в Германию.