Лид И.Г. Плавание парохода «Коррект» Карским морем в устье р. Енисея в 1913 г. Лондон, 1914. Экземпляр В.А.Зевеке с автографом автора. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.
Автор: Лид И.Г.
Год издания: 1914
Лид И.Г. Плавание парохода «Коррект» Карским морем в устье р. Енисея в 1913 г.: Доклад организатора экспедиции И.Г.Лида, читанный в С.-Петербурге в Совете Съездов Представителей Промышленности и Торговли 24 сентября 1913 г. Лондон, 1914. 24 с., с илл.; 1 л. карта. 25,5 х 15,7 см. Малотиражное издание, выходило без титульного листа, выходные данные на обложке. На с. 1 автограф автора: «To Mr. W.A.Sevecke with the author’s compliments. И.Г.Лид» («Господину В.А.Зевеке от автора с благодарностью. И.Г.Лид»). На передней обложке владельческий штамп: «В.А.Зевеке». В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.
В издании кратко описана Енисейская губерния, части Томской и Иркутской губерний, которые основатель «Сибирского акционерного общества пароходства, промышленности и торговли» И.Г.Лид обследовал в связи с идеей торговли с Сибирью по Северному морскому пути. И.Г.Лид представлял одну из групп британского капитала, желавшую освоить сибирский сырьевой «Клондайк». Предприниматель описывает довольно высокое развитие центров этих губерний: Томска, Красноярска, Енисейска; уделяет внимание оснащенности судоходства на Оби и Енисее, условиям и организации перевозок грузов по воде; климату Сибири. Рассмотрены занятия и промыслы населения: земледелие, скотоводство, пушной и рыбный промысел, горное дело, лесозаготовки и сбор кедрового ореха. Докладчик освещает вопрос государственной помощи в колонизации и хозяйственном освоении Сибири. И.Г.Лид организовал исследование сибирских губерний и проводил в течение трех-четырех лет по нескольку месяцев в регионе, изучая условия для развития рынка и судоходства. Целью исследования было сделать выгодным грузовое судоходство из Англии по Северному морскому пути.
В Сибири производились зерно, пенька, лен, кедровый орех, шерсть, сало, волос, кожи, добывались пушнина, лес, рыба, полезные ископаемые. Вывозить по железной дороге эти продукты было дорого. Высокие тарифы снижали доходы производителей. Транспортировка грузов по рекам и морским путем была значительно дешевле и должна была стимулировать экономику Сибири. И.Г.Лид стал первым европейским предпринимателем, которому удалось осуществить перевозку грузов в оба конца с выгодой для компании. Успеху дальнейшего развития предприятия помешала Первая мировая война и революция.
Экспедиция была тщательно подготовлена. Летом 1913 г. И.Г.Лид на грузовом пароходе «Коррект», загруженном 1000 тонн цемента для строительства железной дороги, отправился из Англии в Сибирь. Его спутниками были выдающийся ученый-полярник, будущий Нобелевский лауреат Фритьоф Нансен и русские государственные деятели: И.И.Лорис-Меликов (секретарь Русской миссии в Христиании) и депутат Государственной думы и сибирский золотопромышленник С.В.Востротин.
В ходе плавания пароход останавливался на полуострове Ямал и путешественники общались с аборигенами, стояли на рейде острова Диксон. И.Г.Лид сообщает сведения о нескольких экспедициях, проходивших примерно в то же время по Северному морскому пути и про работу по организации станций беспроводного телеграфа вдоль маршрута. Пароход вошел в устье Енисея, где к нему привез торговые грузы пароход-буксир «Туруханск». Произошел обмен товарами. На борт «Коррект» принял двух верблюдов из Монголии, двух медведей из сибирской тайги, одного волка, а кроме того: стволы сибирского кедра, сосны и ели, тюки льна и конопли, кож, шерсти и волоса, а также много оленьих и лосиных рогов и около 30 тонн графита. Так за сезон навигации впервые в короткой истории коммерческих перевозок Северным морским путем пароход успел с экономической выгодой осуществить свою миссию.
Самым трудным и опасным во время плавания было движение во льдах. С особенно плотными льдами экспедиция столкнулась в Карском море. Путешественники опирались на теорию Ф.Нансена, согласно которой полярные льды в течение каждых суток расходятся по два раза настолько, что можно в них плыть, пока они снова не сойдутся. Эта теория подтвердилась, и корабль достиг цели. И.Г.Лид рассчитывал своим докладом в Совете Съездов представителей промышленности и торговли привлечь русские капиталы к новому делу, к которому после успеха экспедиции в России возник большой интерес. Фритьоф Нансен по итогам своего участия в путешествии по Северному морскому пути и самостоятельной поездки по Сибири и Дальнему Востоку написал книгу «В страну будущего» (Пг., 1915).
Василий, или Вильям Альфонсович Зевеке (1878-1941) - инженер-испытатель на судостроительном заводе «Сормово», один из ведущих специалистов по пароходостроению в стране, а кроме того - фотограф-художник и путешественник. Он был сыном купца I гильдии, владельца пароходства и завода «Сормово» Альфонса Александровича Зевеке, жил и работал в Нижнем Новгороде. В.А.Зевеке был членом Нижегородского общества любителей фотографии. Он хорошо владел техникой съемки. Его снимки отличает удивительное обаяние. Даже снимая технические объекты, он действовал не только как инженер, но и как фотохудожник. Видимо, А.В.Зевеке имел прямое отношение к экспедиции И.Г.Лида, возможно, был ее участником и автором фотографий, помещенных в издании, хотя об этом в докладе И.Г.Лида напрямую и не упоминается. За это участие, очевидно, и благодарил его организатор экспедиции посредством экземпляра с автографом.
В продолжение этой истории весной 1914 г. А.В.Зевеке был командирован в Германию для закупки и переоборудования кораблей для торговых перевозок по сибирским рекам. Корабли должны были Северным морским путем самостоятельно прийти в устья Оби и Енисея. Экспедиция стартовала из Гамбурга 12 июля под германскими флагами. Через неделю ее участники в Бергене узнали о начале Первой мировой войны. Тем не менее, экспедиция успешно достигла своей цели. В журнале «Водные пути и железные дороги» за 1915 г. в статье «От Гамбурга до Красноярска водным путем» В.А.Зевеке поделился воспоминаниями и впечатлениями об этом сложном путешествии, сопровождая текст своими фотографиями.
Отец Василия Альфонсовича Альфонс Александрович Зевеке (1822-1887) в 1860-е г.г. был капитаном на пароходе «Орел» Волжско-Камского пароходства. Потом он стал управляющим фирмы благодаря тому, что придумал способ вывода пароходства из кризиса, наладив строительство в Нижнем Новгороде пароходов американских конструкций, предназначенных для перевозки не только грузов, но и большого числа людей. В 1870 г. в Сормово он построил по американским чертежам первый на Волге пассажирский пароход «Переворот». Вскоре пароходство Зевеке заняло лидирующие позиции на Волге.