|
Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники: Очерки и рассказы. 4 тома. Спб., в типографии д-ра. М.Хана, 1869-1873. 22,8 x 15 см. В четырех современных полукожаных переплетах. Очень хорошая сохранность. В Т. I и III на нескольких страницах печать «Библиотеки Л.гв. Стрелковаго Его Величества баталиона»; в Т. IV владельческий штамп-экслибрис на сс.17, XVII. Издание представляет историческую ценность. Редкость.
Том I. Издание второе, вновь пересмотренное автором, исправленное и добавленное новыми очерками. (1869). [4], XXX, 542 c.
Том II. Издание второе. Вновь пересмотренное и исправленное. (1872). VIII, 620 c.
Том III. Издание первое. С портретом основателя «Преображенскаго кладбища» Ильи Алексеева Ковылина. (1872). XIV, [2], 626 c.; 1 л. портр.
Том IV. Издание первое. С портретом знаменитаго в истории раскола В.А.Сапелкина и приложением известнаго у раскольников каталога П.Любопытнаго, заключающаго в себе жизнеописания 86 раскольничьих отцов и учителей с перечнем до 700 раскольничьих сочинений. (Спб., типография П.П.Меркульева, 1873). XXXII, 504, 120 c.; 1 л. портр.
Библиография: Международная книга, 17-149, 52-372; Н.Б. № 305; Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX века. М., 1971. Ч. II, № 938; Смирнов-Сокольский Н. Моя библиотека. М., 1969. Т. 1, № 838.
Книга Ф.В.Ливанова, как и его личность, невероятно противоречива, в свое время она была очень популярна и, вместе с тем, стала источником сильнейших скандалов, заканчивавшихся в суде. Она вызывала приступы негодования у староверов, возмущение русских писателей, стремившихся к объективному исследованию истории раскола, неприятие научной среды и даже крупнейших представителей церковной иерархии. Идеологические оппоненты обвиняли Ф.В.Ливанова в предвзятых выводах, целенаправленном искажении фактов, клевете, простой некомпетентности в вопросах быта и культа староверов и сектантов. Тем не менее, в книгу вошло, хотя и в тенденциозной интерпретации, множество ранее закрытых документальных сведений о старообрядцах и сектантах. Впервые были опубликованы важные этнографические материалы, связанные с религиозным движением XVII-XIX в.в., в том числе развернутые сведения о молоканах и духоборцах. Книга является, в первую очередь, памятником эпохи, отразившим настроения и взгляды определенной части общества на раскол церкви.
Материал для своего обширного труда Федор Васильевич Ливанов (ум.1879; выпускник Казанской духовной академии) заимствовал из архивных документов о раскольниках Министерства внутренних дел. Доступ к ним он получил по распоряжению министра этого ведомства П.А.Валуева. Писатель преследовал цель разоблачения «раскольников» и «тайн сектантских». В своей книге он видел оружие в борьбе с их «заблуждениями». Все нападки на нее и себя лично, препятствия в издании и продвижении сочинения Ф.В.Ливанов связывал с «происками» староверов, «скопцов и коноводов раскола». Идеологическая борьба с расколом стала для него личной «войной», в которой он, однако, потерпел фиаско.
«Очерки и рассказы» были выпущены отдельными сборниками. Первый том выдержал четыре переиздания (4-е изд. в 1872 г.), второй - два (2-е изд. в 1872 г.). Первые четыре тома книги распространялись беспрепятственно, пятый же (М., 1875) был запрещен министром внутренних дел, так как в нем содержались секретные сведения о скопцах и хлыстах. Почти весь напечатанный тираж был сожжен, кроме десяти уже проданных экземпляров. Шестой том не увидел свет по тем же соображениям, что привело к разорению Ф.В.Ливанова и привлечению его к суду. Ф.М.Достоевский внимательно следил за скандалом вокруг фигуры Ф.В.Ливанова, использовал его образ в качестве одного из прототипов Петра Верховенского в романе «Бесы».
В своей книге Ф.В.Ливанов обратился к истории старообрядчества и сектантства, а также к деятельности целого ряда известных в истории староверия личностей. Среди них - представители династии купцов-миллионеров Морозовых, принадлежавших к федосеевскому согласию, в частности, Савва и Тимофей Морозовы. Ф.В.Ливанов обрушивается на Елисея Морозова, рассмотрены его взгляды на пришествие Антихриста в мир. Весьма интересен очерк о В.А.Сапелкине, бывшем старообрядце, намеревавшемся в середине XIX века установить на Рогожском кладбище единоверие. В книге помещены «разоблачительные» истории о купцах Рахмановых и Козьме Терентьевиче Солдатенкове, желавших купить своим богатством все, даже свою старообрядческую иерархию из заграницы, и готовивших, по мнению Ф.В.Ливанова, план цареубийства. Раскрываются тайные связи старообрядцев с зарубежным политическим подпольем, с лондонскими «сидельцами» - А.И.Герценом и Н.П.Огаревым. Здесь автор выступает уже с конспирологических позиций, видя в староверах угрозу самодержавию и государству. Одна из центральных тем третьего тома - история Московского Преображенского кладбища, известнейшего старообрядческого центра. Ф.В.Ливанов осветил ее на протяжении ста лет существования кладбища. Показана обрядовая сторона жизни бегунов (странников), отношение Петра I к староверам. В четвертом томе опубликован интереснейший словарь старообрядческих отцов и учителей, составленный в первой половине XIX века Павлом Любопытным. В словаре помещены биографические сведения о крупных деятелях беспоповского старообрядчества (поморцах, федосеевцах, филипповцах), начиная со второй половины XVII века, а также об их сочинениях с краткими аннотациями к каждому из них.
В труде Ф.В.Ливанова освещена история духоборов и молокан от возникновения этих сект и до 1840-х г.г. История этой секты прослеживается на всей территории Российской империи: рассказывается о московских, пермских, финляндских, тобольских, кавказских и прочих общинах. Представлено несколько вероисповедальных описаний, составленных самими молоканами из разных регионов России, рассмотрены различные стороны их бытовой жизни, пропитанной крайним аскетизмом, брачные обряды, положение женщин и т.д. Приведено последование общей молитвы молокан.
В сочинении излагается история скопцов и хлыстов, описана жизнь «скопческого бога» Кондратия Селиванова, «пророка» той же секты Александра Шилова, хлыстовской «Богородицы» Акулины Тимофеевны и др. Автор приводит сведения о якобы существовавшей у хлыстов практике причащения кровью младенцев. В приложениях к настоящему исследованию помещены юридические материалы, связанные со скопцами. Среди них особый интерес представляют тексты десятков скопческих и хлыстовских песен. Рассмотрены примеры уголовных дел о человеческих жертвоприношениях, например, случай с убийством раскольником «спасова согласия» собственного сына.