Lolo, Лери. Там! Картинки советского рая. Берлин, б.г. В издательской иллюстрированной папке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Большая редкость.
Автор: Клопотовский В.В. (Лери), Мунштейн Л.Г. (Лоло)
Год издания: 1923
Lolo, Лери. Там! Картинки советского рая. [Берлин], б.г. 1 л. титул, 9 л. текст, 8 л. илл. 31,5 х 22,8 см. Нет 1 илл. В издательской иллюстрированной папке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Большая редкость.
Редкое эмигрантское издание, напечатанное в начале 1920-х г.г. Авторы сборника, скрывавшиеся под псевдонимами Лоло – Л.Г.Мунштейн и Лери – В.В.Клопотовский имели много общих черт и интересов. Оба долго жили в Киеве и с юности интересовались театром. Их сатирическая поэзия, в духе лучших примеров русской литературы, была бескомпромиссно честной и колкой. Лоло и Лери до того были заодно, что один из читателей газеты «Возрождение», в которой оба печатались в эмиграции, прислал в редакцию письмо, в котором усомнился, что Лоло и Лери – два разных автора. Вопрос был адресован в стихах, так что даже складывалось впечатление, будто за личностью корреспондента скрываются сами фельетонисты, решившие первыми посмеяться над своим сходством.
Л.Мунштейн и В.Клопотовский покинули Россию к 1920 г., а потому успели застать часть новых порядков, установленных большевиками. Во многом сборник стал ответом на пропагандистские советские издания. Истоки общего миропонимания и переживаний, связанных с оставленной родиной и несколькими любимыми городами – Киевом и Москвой, относятся к переломному моменту в судьбе каждого из литераторов. Большая часть стихов, включенных в сборник, относится к 1919-1921 г.г. В полной мере здесь проявилось отношение к большевизму как явлению, глубоко враждебному русской культуре. Такой взгляд был близок многим представителям интеллигенции, оказавшимся среди эмигрантов первой волны. В стихах проявилось негодование по отношению к вакханалии и анархии пролетариев. Оценки, данные вождям мирового пролетариата и их последователям, были беспощадны и саркастичны. Авторы издалека наблюдали, как поруганию подвергалось то, что так любимо было в прошлом.
Образ пылающей, разграбленной Утопии был дополнен карикатурами. Два из восьми изображений были выполнены художниками С.Аникиным и Н.Кривченко в начале 1920-х г.г. и носили более личный характер, узнаваемые черты авторского стиля. Остальные шесть иллюстраций, выполненные специально для сборника, были созданы в более современной манере. «Картинки советского рая» представили совсем новую действительность: тощих коров, пасущихся в городском дворике, голодающих в столовой, развязного матроса и его подругу из ЧК, пьяных рабочих, заснувших на улице. Быт советского человека, изображенный с этой стороны, стал лучшим орудием против коммунистической идеи.
Леонид Григорьевич Мунштейн (1867-1947) – поэт, публицист, драматург. Родился в киевской купеческой семье, окончил юридический факультет Киевского университета. Его первые фельетоны вышли в газете «Заря» в 1887 г. С 1894 г. публиковался под псевдонимом Lolo в «Новостях дня» с ироничными очерками о театральной жизни. Одним из самых известных его произведений является сатирический роман «Онегин наших дней». С 1909 по 1918 г.г. жил в Москве, издавал и редактировал журнал «Жизнь и рампа», стал постоянным автором театра-кабаре «Летучая мышь». Последнюю пьесу для этого театра создал в соавторстве с Н.Тэффи. Написал юмористический словарь о столичных деятелях искусства «Жрецы и жрицы искусства». После эмиграции жил в Ницце, Берлине, Париже, где выпустил две книги стихов: «О черте лысом: Конец красной сказки» и лирический сборник «Пыль Москвы». Много писал для эмигрантских газет и журналов, в том числе для журнала «Иллюстрированная Россия», «Возрождение», «Театр и жизнь», редактором которого был его друг и соавтор Lolo - В.В.Клопотовский.
Владимир Владимирович Клопотовский (1883-1944) - писатель, фельетонист, писал под псевдонимом Лери. Родился в Саннкт-Петербурге, в юности переехал в Киев. Печатался в с 1905 г. "Одесском листке", "Киевских откликах", "Орловском листке", в редакции "Биржевых Ведомостей", во время Гражданской войны - в "Южном слове", редакторами которого были И.Бунин и Н.Кондаков. С 1920 г. жил в Праге, Берлине, Париже, Риге. Работал в "Голосе эмигранта", "Руле", "Последних новостях ", "Возрождении", "Биче", "Иллюстрированной России" и других ведущих эмигрантских журналах. Издавал и редактировал журнал "Театр и жизнь" (1921-1923). Его работам была присуща острая социальная направленность и едкость, ставшая фирменным знаком Лери. После оккупации Риги был вынужден сотрудничать с нацистами. До своей смерти в 1944 г. был редактором газеты «Русский вестник».