Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927. Тираж 1500 экз. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.
Автор: Лосев А.Ф.
Год издания: 1927
Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., издание автора, 1927. 264 с. 22,1 x 14,9 см. Тираж 1500 экз. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.
Музыка была одним из главных жизненных увлечений А.Ф.Лосева. Одновременно с гимназией Лосев окончил музыкальную школу известного педагога Ф.Стаджи по классу скрипки. В конце 1910-х г.г. Лосев выступает с лекциями о музыке в разных городах. В 1920-е г.г. он становится профессором Московской консерватории Государственного института музыкальной науки и Государственной Академии художественных наук. А.Ф.Лосев писал об античной музыкальной эстетике, мировоззрении Рихарда Вагнера. В архиве Лосева сохранились философско-музыкальные повести. В книге «Музыка как предмет логики» отражены главные вехи творческой эволюции Лосева в области музыковедения. Основные его идеи в данной работе построены на пифагорейско-платоновском учении о тетрактиде.
Книга состоит из нескольких очерков, читавшихся в виде докладов в Государственной академии художественных наук и в Государственном институте музыкальной науки. Первый очерк был составлен в 1920-1921 г.г., второй - в 1924 г., третий и четвертый - в 1925 г. Книга "Музыка как предмет логики" явилась первым фундаментальным трудом, который можно было бы считать началом этой отрасли знания.
Реальное явление музыки, как подчеркивает Лосев, невозможно без физиологических процессов, возникающих в результате воздействия звуковых волн на нервную систему человека. Но нельзя утверждать, что это физиологическое основание музыки есть ее истинное бытие. Едва ли кто-то скажет, что, слушая фугу Баха, мы слышим именно то, как воздушные волны определенной формы и величины ударяют в барабанную перепонку, затем следует импульс в нервную систему и т.д. Всякое музыкальное произведение или музыкальная форма содержит в себе четыре смысловых слоя, среди которых - внешний, качественно-вещный слой, или тембр, а также внутренний, представляющий собой становление некоего цельного смысла, или темп. Говорить о восприятии музыки только в физико-физиолого-психологическом аспекте, по словам Лосева, невозможно. Он стремится решить вопрос о том, что такое эстетическое и художественное и почему предмет - в данном случае музыка - нравится или не нравится. Этот вопрос решается не только в области музыкальной эстетики, он принципиально важен для всего искусства в целом. Во многом музыка и ее составляющие, например, диссонанс и консонанс – числовые категории, данные не в чистом виде, но перенесенные в сферу выражения, своего рода «звучащие числа».
Алексей Федорович Лосев (1893–1988) – выдающийся философ и ученый. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В начале 1920-х годов Лосев становится действительным членом Академии художественных наук, преподает в Московской консерватории, участвует в работе Психологического общества при Московском университете, в Религиозно-философском обществе памяти Вл.Соловьева. В первой публикации Лосева «Эрос у Платона» была обозначена глубокая и никогда не прерывавшаяся духовная связь философа с традицией платонизма. В 1930 г. Лосев был арестован, а затем отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала.