Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Лукомский Г.К. Старинныя усадьбы Харьковской губернии. Часть первая. [Единственная]. Пг., 1917. В современном полукожаном переплете. Оформление по рисункам художника Е.И.Нарбута. Отличная сохранность.

Автор: Лукомский Г.К.
Год издания: 1917


Лукомский Г.К. Старинныя усадьбы Харьковской губернии. Издано в пользу сгоревшей церкви в с.Лютовке. Часть первая. [Единственная]. Уезды: Ахтырский, Богодуховский, Валковский, Волчанский, Сумский, Харьковский. Пг., Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1917. 99, [5] с.; с илл. в тексте и 116 илл. на отдельных листах. 25,7 x 17,2 см. В современном полукожаном переплете. Все иллюстрации сделаны по фотографиям, исполненным автором книги. Обложка, фронтиспис, титульный лист, заставки и все концовки изготовлены по рисункам художника Е.И.Нарбута. Книга отпечатана на мелованной бумаге. Отличная сохранность.


Богато иллюстрированная книга-альбом Г.К.Лукомского чрезвычайно ценна тем, что в ней запечатлен усадебный мир Украинской провинции на грани эпох, в последний, яркий и трагический миг их существования. Как исследователь, Лукомский соединял тонкий эстетизм созерцателя-знатока с углубленным интересом к проблеме центра и провинции (стремился всячески подчеркнуть важную и самобытную роль последней в истории культуры).

После Февральской революции Г.К.Лукомский входил в Особое совещание по делам искусств и руководил комиссией, ведавшей описью и реставрацией памятников Царского Села. В 1918 г. он стал председателем архитектурного отдела при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины, в этой должности провел научную регистрацию многих зданий Киева, а в начале 1919 г. организовал и возглавил музей на базе собрания Б.И.Ханенко (ныне Киевский музей западного и восточного искусства). С 1920 г. в эмиграции.

Подготовка настоящего издания началась летом 1914 года. Граф Клейнмихель и Г.К.Лукомский объехали на автомобиле всю Харьковскую губернию, чтобы составить своеобразный реестр ее старинных усадеб. Первая мировая война помешала завершению начатого, книга вышла только в 1917 году в бурный революционный период. Но в связи с установлением власти большевиков издание так и не было закончено.

Одной из главных целей, которую ставил перед собой Лукомский, было предоставить архитекторам и историкам образцы самобытного русского зодчества, благородства форм и «уюта пропорций». Первоначальный замысел автора был гораздо шире – представить обзор коллекций искусства и архивных документов.

Альбому с усадебными видами Харьковской губернии предшествует обширный исторический и искусствоведческий очерк заселения и освоения этих мест, с описанием сохранившихся усадеб, их истории и архитектуры. Основное внимание в нем уделено развитию архитектурных форм - от первых казачьих усадеб-крепостей до периода расцвета усадебного зодчества при Екатерине II и Александре I. Здесь рассказывается о традиции деревянного и каменного храмового строительства, внутреннем убранстве поместий. Альбом с фотографиями сопровождается подробными историческими описаниями запечатленных усадеб и их сокровищ из состава тех или иных коллекций по всем шести обследованным уездам.

Художественным оформлением издания занимался один из лучших художников-графиков начала ХХ в. Е.Нарбут. Сотрудничая с крупнейшими российскими издательствами, он оформил своими иллюстрациями, орнаментами, рисованными шрифтами множество книг, – лучше всего ему удавались сказочные и исторические темы. Его тонкие узорочья обретали со временем все большее стилистическое многообразие.

В настоящее время значение изданной Г.К.Лукомским книги значительно возросло, так как она стала едва ли не единственным доступным собранием описаний и фотоматериалов об усадебной архитектуре Харьковской губернии. Сегодня старинные усадьбы на грани полного разрушения. Это хорошо видно на примерах, как самого Харькова, так и усадьбы Мерчик, дворец которой был построен в стиле Людовика XVI.

Библиография: Международная книга: 3-200, 11-84, 16-271, 38-334, 54-472, 72-438.