Лукомский Г.К. Жизнь и нравы в России от Петра Великого до Ленина. Париж, 1928. Роскошное библиофильское издание на французском языке, отпечатанное на плотной веленевой бумаге. В полукожаном переплете эпохи. Отличная сохранность.
Автор: Лукомский Г.К.
Год издания: 1928
Loukomski G.K. La Vie et les Moeurs en Russie de Pierre le Grand a Lenine. Avec 107 Planches en Phototypie. Paris, Librairie Ernest Leroux, 1928. – Лукомский Г.К. Жизнь и нравы в России от Петра Великого до Ленина. С 107 таблицами фототипий. Париж, 1928. [2], VIII, 48 с.; 107 л. илл. 32,3 х 24,5 см. Роскошное библиофильское издание на французском языке, отпечатанное на плотной веленевой бумаге. В полукожаном переплете эпохи. Золотой обрез. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.
Роскошно иллюстрированное библиофильское издание, оформленное 129 иллюстрациями на 107 отдельных листах. Главы в тексте завершаются изящными гравированными на дереве виньетками в виде силуэтов. В книгу вошли снимки с портретов, гравюр, картин и фотографий, представляющих самые разные стороны русской жизни XVIII – начала ХХ в.в. Это портреты русских императоров, членов правящей династии, виды коронационных торжеств, царских дворцов и их интерьеров, образы государственных деятелей, придворных, аристократов, купцов, мещан, крестьян, представителей различных профессий, запечатленных кистью и резцом. Отдельное освещение получил мир русской деревни, важное место в котором занимала, например, баня, а центром крестьянской жизни была изба. Составитель подобрал ряд работ, посвященных русским праздникам и развлечениям: тут и русские ледяные горки, и катания в санях на Масленицу, качели, строившиеся после Пасхи, лихачи на тройках, и др.
Публикуются снимки с гравюр с видами Москвы и Петербурга, выполненных по рисункам выдающихся европейских художников Ш.Леспинаса, Ф.М.Дамам-Демартре и др. Можно увидеть ряд работ А.Венецианова с изображениями портретов крестьян и сцен из крестьянской жизни. Особенно велика в издании подборка портретов и жанровых сцен из русской жизни, принадлежащих русским художникам начала ХХ в., представлявшим разные школы и течения, в том числе В.Серову, Б.Кустодиеву, С.Сорину. В основном, здесь работы мастеров объединения «Мир искусства»: А.Бенуа, К.Сомова, В.Шухаева, С.Судейкина и др., в том числе и картины, в которых можно видеть опыты предшественников русского авангарда. Даются выразительные примеры лубка и наивного искусства. Большой интерес представляют копии фотографий старинных усадеб и купеческих домов, памятников архитектуры, принадлежащих разным эпохам (ампиру, модерну и д.р.), застройки провинциальных русских городов Нижнего Новгорода, Ярославля, Ростова, Углича, Романова-Борисоглебска, типичных деревенских изб, интерьеров церквей и видов иконостасов. Многие здания и интерьеры были уничтожены после Октябрьской революции или разрушились от времени.
Книга-альбом Г.К.Лукомского чрезвычайно ценна тем, что в ней представлены произведения живописи, графики и фотоискусства из частных коллекций русских эмигрантов, как ценителей и собирателей искусства из среды аристократии, так и самих художников. Важно то, что целый ряд работ не был ранее опубликован и не представлен в российских музеях, поскольку эти произведения были увезены их владельцами или авторами за границу. Г.К.Лукомский смог собрать их для издания благодаря своим широким связям и авторитету не только в мире художников, но и в кругах высшей российской знати. Так, живопись и графику из своих коллекций для издания предоставили княгиня Трубецкая, князь Аргутинский-Долгоруков, герцогиня Ольденбургская (Серебрякова), герцог Лейхтенберг, Нелидов, Половцов, Трубников, художники Рерих, Ремизов, Сорин, Судейкин, Бенуа, Яковлев, Шухаев, Сомов, и др. Свой труд Г.К.Лукомский посвятил княгине Тенишевой и Б.Кустодиеву.
Георгий Крескентьевич Лукомский (1884-1952) - выдающийся русский историк, искусствовед, художник-архитектор и график, член Императорского археологического института, хранитель музейного комплекса дворцов Царского Села и Музея изящных искусств в Киеве. Он одним из первых привлек внимание общества к древнерусскому культовому искусству, открыл для России и Запада архитектурные и художественные богатства русской провинции. Его роль по сохранению, спасению, описанию и публикации памятников архитектуры XI-XVIII в.в. невозможно переоценить. Г.К.Лукомский окончил Императорскую Академию художеств, но еще до поступления в нее, учась в Казани, входил в Кружок любителей прекрасного, где занимался описанием и обмерами местных памятников гражданского и церковного зодчества, явившись пионером в этой области.
Как исследователь, Г.К.Лукомский соединял в себе тонкий эстетизм созерцателя-знатока с углубленным интересом к проблеме центра и провинции (стремился всячески подчеркнуть важную и самобытную роль последней в истории русской культуры). После Февральской революции Г.К.Лукомский входил в Особое совещание по делам искусств и руководил комиссией, ведавшей описью и реставрацией памятников Царского Села. В 1918 г. он стал председателем Архитектурного отдела при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины. В Киеве Г.К.Лукомский организовал описание и реставрацию памятников архитектуры, в том числе Св. Софии. С 1920 г. Г.К.Лукомский находился в эмиграции, с 1925 г. жил в Париже, где с большим успехом занимался искусствоведческой и издательской деятельностью. Преимущественно именно благодаря его книгам Запад узнавал о замечательных памятниках искусства, архитектуры и быта бывшей Российской империи.