Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Луначарский А.В., Воронский А.К., Браудо Е.М., Воинов В.В., Аранович Д.М. Октябрь в искусстве и литературе. 1917-1927. Л., 1927. Оформление художника С.В.Чехонина. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Луначарский А.В., Воронский А.К., Браудо Е.М., Воинов Вс.В., Аранович Д.М.
Год издания: 1927


Луначарский А.В., Воронский А.К., Браудо Е.М., Воинов В.В., Аранович Д.М. Октябрь в искусстве и литературе. 1917-1927. Л., издание "Красной газеты", [1927]. 87 с., с илл. 24 х 18,7 см. Обложка, фронтиспис, орнамент книги, заставки, концовки и заглавные буквы работы художника С.В.Чехонина. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.


Настоящий иллюстрированный сборник, изданный к 10-летию Октябрьской революции, посвящен искусству СССР. В пяти статьях, авторами которых были такие выдающиеся советские политики, деятели культуры и искусства, как А.В.Луначарский, А.К.Воронов, Е.М.Браудо, Вс.Воинов и Д.М.Аранович, подводились итоги этого знаменательного периода. Первое десятилетие советской власти начиналось сложно. Гражданская война, Военный коммунизм, годы НЭПа служили не лучшим плацдармом для художников, поэтов, писателей, театров и музыкальных площадок, однако живые поиски выражения новой эпохи в искусстве привели к развитию новых жанров, выработке легко узнаваемой советской стилистики. Статьи, напечатанные в книге, отразили этот поиск и показали, как многого удалось достичь в столь непростой период.

Оформление сборника удивительно созвучно его содержанию. Так же, как в текстах издания чувствуется начало социально ориентированного периода советского искусства, так и в изобразительной части сборника хорошо заметны эти веяния.

Художественное оформление сборника принадлежит Сергею Васильевичу Чехонину (1878-1936), художнику младшего поколения объединения «Мир искусства», основоположнику советского ампира, неизменно удачно сочетавшему опыт старой школы с революционной символикой. С.В.Чехонин был одним из лучших мастеров книжной графики своего времени, участвовал в создании герба РСФСР, печати Совнаркома, рисунков к банкнотам и монетам РСФСР, он является автором портретов руководителей партии большевиков и советских писателей, многие из которых вскоре экспонировались в музеях СССР и других стран. Например, портрет Максима Горького работы С.Чехонина, опубликованный в настоящем издании, позднее был приобретен Лувром.

В сборнике были опубликованы работы выдающихся художников И.Бродского, Б.Кустодиева, Н.Альтмана, А.Архипова, Н.Касаткина, авангардиста А.Лебедева и супрематиста Н.Суетина. В статье Д.Арановича, посвященной кустарной и художественной промышленности СССР, появился проект здания гостиницы в Крыму академика А.В.Щусева.

Хронологические рамки сборника охватили всего десять лет - период для искусства обыкновенно слишком малый, чтобы можно было говорить о значительных изменениях. Но речь шла о невиданной эпохе, когда литература, живопись, театр, кино и музыка развивались стремительно и, более того, формировали каноны советского искусства. К 1927 г. интерес к экспериментальным формам значительно угас, появилась нужда в реализме, «движении за демократизацию и доступность», как писал в своей статье А.В.Луначарский. С другой стороны, формы, появившиеся с демократизацией и реформами 1860-х г.г. – передвижниками, народным искусством, устарели и выражали эпоху крестьянскую, а не индустриальную. Искусство больше не могло быть самоцелью, а должно было успевать за развитием промышленности, небывалыми планами электрификации, индустриализации, развития хозяйства. Прежняя форма поиска, которой предшествовал глубокий кризис, уже не могла оказаться подходящей.

Ряд имен, появившихся в издании, поразительно характеризует свое время. Речь идет о Немировиче-Данченко, Станиславском, Мейерхольде, Эйзенштейне, Грановском и Качалове в театре, целой плеяде прозаиков и поэтов, композиторов и художников. И вместе с тем автор статьи о литературе, критик Александр Воронский начал свой очерк так: «Октябрьская революция была неизмеримо талантливее литературы, ее отражавшей», хотя, конечно, он не мог не согласиться с тем, что литература переживала период роста. Общая же направленность сборника весьма свободно оценивает это удивительное десятилетие, которое более никогда не повторилось.