Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Лундберг Е. Мережковский и его новое христианство. Спб., 1914. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Лундберг Е.
Год издания: 1914


Лундберг Е. Мережковский и его новое христианство. Спб., 1914. [6], 192 с. 23,1 x 17,6 см. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Библиография: Международная книга, 31-547; 63-502а; 74-396.


Евгений Германович Лундберг (1883-1965) – прозаик, журналист и литературный критик. Получил образование в «Высшей школе общественных наук» в Париже, затем в Иенском университете. В России неоднократно подвергался арестам (в частности, за отказ от воинской повинности). По его собственному признанию, в юности он долгое время переживал «революционный роман» с социал-демократами и эсерами, мечтал о «всенародной, всесословной, всепрощающей революции». С 1903 г. Е.Лундберг сотрудничал в журналах «Новый путь», «Журнал для всех», «Русская мысль». В период Октябрьской революции стоял в стороне от социально-политической борьбы, не занимая какой-либо определенной позиции. После 1917 г. Е.Лундберг занимался издательским делом. Работая в Берлине в начале 1920-х г.г., он организовал левонародническое издательство «Скифы», Берлинский отдел Госиздата и Гостехиздата. Перу Е.Лундберга принадлежат две книги рассказов, а также ряд литературоведческих статей. Кроме того, он издал «Записки писателя» в двух томах, охватывающие период с 1917 по 1924 г.г.

В известной книге Е.Лундберга «Мережковский и его новое христианство» анализируются религиозно-философские взгляды писателя. Автор обращается для этого ко всем важнейшим сочинениям Д.С.Мережковского, его художественному творчеству в целом. Работа Е.Лундберга относится к числу итоговых, посвященных творчеству Д.Мережковского, в русской дореволюционной критике. В целом, Е.Лундберг был склонен рассматривать произведения Мережковского не с позиций реалистической эстетики, как целая группа оппонировавших ему литературных критиков, а в рамках «религиозно-философской» парадигмы. Она была нацелена на выявление и анализ религиозно-философских идей Мережковского, развиваемых им в разных его сочинениях. Е.Лундберг подробно излагает воззрения Мережковского, оценивает его попытку «создать новую религию на основе чужого религиозного опыта». Кроме Е.Лундберга, к теме нового христианства Мережковского в одной из своих работ обращался Н.А.Бердяев.

Как известно, Д.Мережковский был одним из главных проповедников идеи нового христианства, вызванной неудовлетворенностью существующей Церковью. Главная волновавшая его тема определялась религиозным противлением «историческому» христианству. Мережковский чувствовал в себе «новое» религиозное сознание, в его душе христианство уживалось с влечением к античной культуре. Ему было необходимо «новое откровение», он верил в апокалиптическое разрешение всех нерешенных и неразрешимых проблем в христианстве. Церковь, как «историческую» форму христианства, он отвергал. Мережковский относился к тому течению русской религиозной мысли, которое можно назвать неохристианством. Для сторонников этого течения была характерна не жажда возврата в материнское лоно Церкви, к древним преданиям, а искание новых откровений, обращение вперед. Е.Лундберг пытается через те или иные поизведения Мережковского проследить созданную им «религиозную конструкцию», целую систему неохристианства. Как подчеркивал сам Мережковский, в его книгах в целом речь идет о весьма сложном и важном вопросе: что такое христианство для современного человека? Е.Лундберг анализирует знаменитые романы Мережковского о Юлиане Отступнике, Петре и царевиче Алексее, Леонардо да Винчи, его размышления о Толстом и Достоевском, в чьих произведениях Мережковский стремился высветить идею Антихриста. Е.Лундберг отмечает сильные и слабые стороны Мережковского как писателя и художника: в частности, его «превосходный вкус к истории», позволявший ему выбирать «лучшие по богатству эпохи» или не всегда уместный стиль и язык, его «лжесимволизм». Поставленные Мережковским религиозные темы были, по словам Н.Бердяева, «значительны и велики», они волновали и тревожили умы многих современников.