МОЙКА. La Moika. Рис. с натуры Сабат, фигуры Шифляр. Рис. на камне Карл Беггров. [Россия, 1823]. Литография в раме и паспарту. Один из самых известных видов серии. Отличная сохранность. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.
Автор: Беггров К., Сабат К.Ф.
Год издания: 1823
МОЙКА / La Moika. Рис. с натуры Сабат, фигуры Шифляр. Рис. на камне Карл Беггров. [Россия, 1823]. Литография в раме и паспарту. Размеры оттиска: 32 х 43,2 см. Размеры в раме: 56,8 х 67,6 см. Один из самых известных видов серии. Отличная сохранность. Издание имеет историческую и художественную ценность, представляет интерес для музеев. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.
На литографии изображен Съезжий дом на набережной р. Мойки, административный центр 1-й Адмиралтейской части Санкт-Петербурга. Съезжие дома были центрами полицейских частей, на которые был поделен город в конце XVIII в. В первой четверти XIX в. таких частей было 11. Во главе полицейской части находился частный пристав, канцелярия и личные покои которого размещалась в съезжем доме, здесь же располагалась арестантская и размещались команды пожарных и фонарщиков. В 1802 г. в Петербурге была создана Петербургская городская пожарная команда во главе с брандмайором. В ее составе находились 11 пожарных частей. В пожарной части служили под началом брандмейстера 48 пожарных и 10-14 возчиков-фурманов. Съезжие дома являлись, таким образом, центрами городского управления. На литографии показан момент выезда пожарной команды по сигналу для тушения пожара. Пожарная каланча над Съезжим домом 1-й Адмиралтейской части просуществовала до 1855 года, до момента его перестройки, после чего в нем осталась лишь полицейская управа, а пожарное отделение перевели в другое место.
На литографии представлена застройка набережной Мойки конца XVIII – начала XIX вв., не сохранившаяся до нашего времени. На переднем плане показана выездка лошадей на конногвардейском плацу. За Съезжим домом изображена бывшая усадьба М.В.Ломоносова, которая была к тому времени продана его наследниками почтовому ведомству. Все детали изображения представляют исторический интерес, в том числе, и одиноко стоящий масляный фонарь. Вдали виден купол Казанского собора.
Лист входил в серию «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей», подготовленную и изданную Обществом поощрения художников в 1821-1826 гг. в шести тетрадях. Представленный вид входил в шестую тетрадь (см. Тевяшов № 12/4). Вид нарисован с натуры К.Ф.Сабатом, стаффаж исполнен С.П.Шифляром, литография выполнена С.П.Беггровым.
Серия видов Петербурга и окрестностей, изданная Обществом поощрения художников, относится к числу лучших образцов ранней русской литографии. Справа на листе издательская марка Общества поощрения художников – «ОПХ».
Особенности и качество бумаги, а также техника печати подтверждают датировку литографии.
Карл Петрович Беггров (Карл Йохим, 1799-1875), живописец, акварелист, литограф. Учился в Академии художеств (1818-1821), в 1832 г. получил звание академика. Литографией занимался с 1817 г. в петербургской мастерской старшего брата И.П.Беггрова, самостоятельные работы исполнял с 1818 г. С 1821 г. работал по заказам Общества поощрения художников, с 1825 г. заведовал литографической мастерской Главного управления путей сообщения и публичных зданий. В 1830-х гг. литографировал по заказам издателя А.М.Прево, с 1840-х гг. работал преимущественно в технике акварели.
Самуил (Соломон) Петрович Шифляр (1786-1840), живописец, рисовальщик, гравер и литограф. Состоял на службе в дирекции Императорских театров, с 1808 по 1813 гг. – художник императорского фарфорового завода, с 1816 г. – штатный живописец Военно-Топографического депо Главного штаба. Занимался литографией с 1816 г. В 1823-1826 гг. работал в соавторстве с К.Ф.Сабатом.
Карл Фридрих Сабат (1782-1843), актер, живописец. Жил в России с 1810 г., работал актером и живописцем-декоратором в немецком театре, создавал декорации и для других театральных сцен. С 1823 г. исполнял видовые рисунки для изданий Общества поощрения художников. В 1831-1843 гг. заведовал декорационной мастерской Императорских театров.