|
Петр Михайлович Майков (1833-1916) - мировой судья, чиновник II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, историк.
Иван Иванович Бецкой (1704-1795) - видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762-1779), президент Императорской Академии художеств (1763-1795), инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома в Москве. Возглавлял Комиссии по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве. Считал себя инициатором и проводником Воспитательной реформы, которой придавал ключевое значение.
И.И.Бецкой родился в Стокгольме, он был внебрачным сыном генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого, который был почетным пленником шведского короля. Матерью будущего российского просветителя была шведская баронесса Вреде. И.И.Бецкой получил впоследствии сокращенную фамилию своего отца. Под руководством И.Ю.Трубецкого ему было дано «преизрядное учение», после чего И.И.Бецкой был послан для дальнейшего образования в Копенгаген, а затем недолго служил в датском кавалерийском полку. Он долго путешествовал по Европе, а 1722-1726 г.г. провел «для науки» в Париже, где состоял секретарем при русском после.
После возвращения в Россию И.И.Бецкой с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел, регулярно отправлялся в командировки в Берлин, Вену и Париж. Он стал близок ко двору Елизаветы Петровны, но участия в перевороте 1741 г. не принимал. И вообще, он всегда старался быть вдалеке от политики. В 1747 г. из-за интриг канцлера А.П.Бестужева И.И.Бецкой подал в отставку и покинул Россию на 15 лет. Жил преимущественно в Париже, где посещал светские салоны, общался со многими энциклопедистами и стал проводником их просветительских идей.
Петр III в начале 1762 г. вызвал И.И.Бецкого в Петербург, произвел в генерал-поручики и назначил директором Канцелярии строений и домов Его Величества. Екатерина II, знавшая И.И.Бецкого с самого своего приезда в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, тяготение к рационализму. Императрица присвоила ему звание своего личного чтеца и одарила большими богатствами, значительную долю которых И.И.Бецкой тратил на благотворительность и развитие воспитательных учреждений.
И.И.Бецкой стал автором проекта Воспитательной реформы: «Генерального учреждения о воспитании юношества обоего пола», принятого в 1764 г. Был он и автором практически всех уставов воспитательных учреждений. Он выдвигал следующие гуманные принципы: воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать детей следует без принуждения, с учетом их склонностей, не применяя телесных наказаний. И.И.Бецкой руководствовался в своей реформе отдельными идеями и воззрениями Локка, Руссо и Гельвеция. Он видел главной задачей воспитания создать новую породу людей, которой было бы характерно следующее: «Человек, чувствуя себя человеком, …не должен допускать поступать с собою как с животным»; «чтобы с изящным разумом изящнейшее еще соединялося сердце»; «человек должен познать правила гражданской жизни». Средством создания «новой породы» являлось образование сердца, или воспитание, целью которого было поощрять в детях «охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству…». Чтобы воспитание было успешным, нужно изолировать детей от дурного влияния взрослых. Из этой мысли родилась идея пансионов и интернатов, где дети жили бы в отдалении от дома, находясь в рамках строгой воспитательной системы до 18-20 лет, пока не сложатся их собственные взгляды.
Возглавив Академию художеств, И.И.Бецкой устроил при ней Воспитательное училище. В 1763 г. началось строительство Московского Воспитательного дома. По инициативе И.И.Бецкого в С.-Петербурге было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» (впоследствии Смольный институт). В 1765 г. он был назначен шефом Сухопутного шляхетского корпуса. В 1772 г., по плану И.И.Бецкого и на средства П.Демидова, было учреждено Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей.
Таким образом, почти все образование и воспитание в России второй половины XVIII века находилось под руководством И.И.Бецкого. В 1768 г. российский просветитель получил чин действительного тайного советника. В 1772 г. он учредил на свои средства стипендии для учащихся. И.И.Бецкой, кроме прочего, стремился создать в России образованное третье сословие. Он видел, как росло на Западе нравственное, политическое и особенно экономическое значение этого сословия, и сожалел, что в России только «два чина установлены: дворяне и крестьяне», а купцы, мещане, ремесленники и связанные с этими званиями отрасли государственной жизни значения не имели.
Под руководством И.И.Бецкого в Санкт-Петербурге был возведен монумент Петру Великому, построены гранитная набережная Невы и каналов и решетка Летнего сада.