Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Макаренко Н. Искусство Древней Руси. У Соли Вычегодской. Пг., 1919. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Золотой обрез. Отличная сохранность.

Автор: Макаренко Н.
Год издания: 1919


Макаренко Н. Искусство Древней Руси. У Соли Вычегодской. Пг.: Свободное искусство, [1919]. 157 с., с илл. 33,2 х 24,4 см. Тираж 1000 нумерованных экземпляров. Экз. № 453. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Золотой обрез. Отличная сохранность.

Николай Емельянович Макаренко (1877-1938) - крупный историк, искусствовед, археолог с мировым именем; помимо научных достижений, известен тем, что после 1917 г. активно содействовал сохранению исторических памятников, в том числе спас от разрушения храм св. Софии в Киеве. Близкий друг и в течение ряда лет сотрудник Н.К.Рериха. Окончил художественную школу Штиглица и Археологический институт в Санкт-Петербурге. Состоял сотрудником Археологической комиссии Московского Археологического общества по обследованию архитектурных памятников. Вел раскопки во многих губерниях России, в том числе в Новгородской, Тверской, Ярославской, Владимирской и др. В 1913 г. Н.Е.Макаренко совершил экспедицию в Сольвычегодск. В 1914 г. был командирован Обществом поощрения художников в Германию, в 1917 г. - Академией наук в Турцию, где выполнял работу по описанию и охране памятников Трапезунда и окрестностей. До 1919 г. являлся помощником главного хранителя Эрмитажа и составил ряд ценных каталогов с описаниями фондов музея, затем уехал в Киев, где в 1920-1925 г.г. был директором Музея искусств. В 1922-1936 г.г. состоял сотрудником Украинского института книговедения. 

Настоящая книга посвящена истории и культуре города, в XVI-XVII в.в. соперничавшего с Московским княжеством в промышленном и торговом отношении, одного из крупнейших экономических центров позднего Средневековья в России - Сольвычегодска. Этот город-деревня, затерянный среди болот и тайги на далеком Русском Севере, в свое время был центром обширных вотчин именитых людей Строгановых, их резиденцией, в которой получили самостоятельное развитие многие направления и стили ремесла, декоративно-прикладного искусства, монументальной живописи и архитектуры. К началу ХХ века этот забытый центр русской культуры вновь привлек к себе внимание ученых-искусствоведов и образованной части общества.

В настоящем издании представлены описания Благовещенского собора - выдающегося памятника архитектуры, построенного Строгановыми во второй половине XVI века; Введенского монастыря; палат Строгановых. Детально рассмотрены великолепные интерьеры, росписи, иконостас и отдельные иконы в драгоценных окладах из Благовещенского собора, резьба по дереву и кости, произведения камнерезного и ювелирного искусства, богатая утварь из соборов и имения Строгановых. Особенно хорошо представлено знаменитое лицевое Строгановское шитье, лучшие образцы которого веками хранились в ризнице Благовещенского собора. Кратко описан и народный костюм тех мест. Большое внимание уделено деятельности выдающихся представителей рода Строгановых.

Издание богато иллюстрировано вклеенными в текст фототипиями, представлявшими состояние Сольвычегодских архитектурных памятников и произведений искусства на начало ХХ века. Изданная на высококачественной плотной бумаге, книга оформлена ксилографированными инициалами и заставками из московских старопечатных изданий первой половины XVII века, а также блестящими стилизациями под них, выполненными самим автором. Самостоятельное значение имеет полная библиография дореволюционных публикаций, посвященных Сольвычегодску и Строгановым, опубликованная в конце.

Настоящая книга стала последней, выпущенной издательством «Свободное искусство», после ее выхода оно было закрыто большевиками.