Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Макарий, митрополит Московский. Введение в православное богословие. Спб., 1897. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Макарий, митрополит Московский (М.П.Булгаков)
Год издания: 1897


Макарий, митрополит Московский. Введение в православное богословие. Издание шестое. Спб., типо-литография Р.Голике, 1897.[4], 486, X. 23,5 х 15 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


Митрополит Макарий (Михаил Петрович Булгаков, 1816-1882) - историк церкви, богослов, состоял в Академии наук Российской империи. Родился в семье бедного сельского священника, учился в Курской духовной семинарии, где преподавал два последних года обучения. Со степенью магистра богословия окончил Киевскую духовную академию. Звание доктора богословия получил за книгу "Введение в православное богословие", выдержавшую впоследствии множество изданий. В 1850 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а уже через год, в 1851 г., рукоположен в сан епископа с титулом "Винницкий". В 1857-1859 г.г. он - епископ Тамбовский и Шацкий, в 1859-1868 г.г. - Харьковский и Ахтырский, в 1868-1879 г.г. - архиепископ Литовский и Виленский, в 1879-1882 г.г. - митрополит Московский и Коломенский.

На средства, накопленные от издания книг (трудов по истории православной церкви, руководств к изучению христианского православно-догматического богословия), митрополит учредил премию для поощрения отечественных талантов, "посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий". Всего существовало четыре "Макарьевских премии", которые присуждалась в разных областях знания до 1917 г.: одна присуждалась Академией наук (по всем отраслям науки), две — Святейшим Синодом (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам), одна — Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы). В 1997 г. премия была возобновлена.

Настоящее издание изучает предварительные понятия, не входящие непосредственно в состав богословия, но без которых невозможно начать его изучение. Системный характер изложения и легкость слога, являющиеся неоспоримыми достоинствами книги, связаны с тем, что автор оценивает богословие как комплекс дисциплин, изучающих учение о Боге с научных позиций, требующих прозрачного и последовательного повествования. Рассматривается само понятие христианского богословия и предмет, его составляющий.

Митрополит Макарий выделяет три части, составляющие полный курс введения в богословие: изучение предмета богословия, его источников и системы. Источником для изучения служит св. Писание и св. Предание, сохраняемые и преподаваемые православной церковью. Необходимым пособием для изучения являются исторические исследования и соображения "здравого ума". Метод изучения - представление христианских истин с положительной и отрицательной стороны: здесь важно показать, на каких основаниях истина утверждается и разобрать критические возражения, которые утверждаются против нее и ее основания. Еще одним методом изучения системного богословия, как комплекса дисциплин, автор избирает краткий обзор богословских наук с рассмотрением внутренних связей, которые их соединяют.

Основная часть книги разделена на три части. В первой из них излагаются основные вопросы о предмете православного богословия: о существе веры, ее цели и следствии, связи веры и церкви, устройство церкви, и т.д. Рассматриваются темы, связанные с Божественным откровением (возможность, необходимость, внутренние и внешние признаки), и христианская вера как единое истинное откровение. Вторая часть посвящена источникам православного богословия, их догматической важности, роли Церкви в сохранении и истолковании священных текстов. Третья часть дает представление о системе и способах изучения христианской веры и богословских наук.