Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Макаров С.О. «Витязь» и Тихий океан. 2 тома. Спб., 1894. 2 тома в одном современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Макаров С.О.
Год издания: 1894


Макаров С.О. «Витязь» и Тихий океан: Гидрологическия наблюдения, произведенныя офицерами корвета «Витязь» во время кругосветнаго плавания 1886-1889 годов, и свод наблюдений над температурою и удельным весом воды Севернаго Тихаго Океана. В 2 томах с 12 таблицами для обработки удельных весов воды, с 4 рисунками на дереве и 32 картами и чертежами. Спб., [типография Императорской Академии Наук], 1894. 17,9 х 19,2 см. Настоящий труд в 1893 г. был удостоен полной премии митрополита Макария. Текст напечатан параллельно на русском и французском языках. 2 тома в одном современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Том 1. XLIII, 337 с., с илл.; 1 л. табл.
Том 2. [2], 511 с.; 32 л. карт и схем.


Степан Осипович Макаров (1848-1904) - знаменитый российский флотоводец, вице-адмирал, ученый. Окончил Николаевское морское училище в г. Николаевске-на-Амуре. В это время он участвовал в походе к берегам Северной Америки, что сыграло большую роль в становлении его как моряка. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. С.О.Макаров начал использовать для атаки турецких кораблей минные катера, чем положил начало развитию нового класса кораблей - миноносцев. Был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». 16 декабря 1877 г. С.О.Макаров впервые в мире применил торпеды против турецких броненосцев. С началом русско-японской войны в 1904 г. он был назначен командующим флотом в Тихом океане, участвовал в обороне Порт-Артура. 31 марта 1904 г. С.О.Макаров погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.

В 1886-1889 г.г. С.О.Макаров совершил кругосветное плавание, командуя корветом «Витязь», провел широкие океанографические исследования, обобщенные им в капитальном труде «”Витязь” и Тихий океан», отмеченном полной Макариевской премией, одной из наиболее престижных академических премий России, и золотой медалью Русского географического общества. Это кругосветное путешествие на «Витязе» длилось без малого 1000 дней и вошло в историю мировой науки об океане. В ходе плавания корабль преодолел почти 60 000 миль, из них около половины - под парусами. «Витязь» стал последним отечественным легким крейсером с развитым парусным вооружением. Впервые его палуба была защищена броней, а мачты были из металла, что позволило сделать крейсер легче. С.О.Макаров лично тестировал его отсеки и трюмы на герметичность и добился непотопляемости корабля.

Перед плаванием капитан изучил океанологические сведения, полученные предшественниками, он обобщил материалы, собранные командирами 64 российских судов. Он же разработал новые приборы для океанологических исследований. На всем протяжении плавания команда осуществляла систематическое измерение глубин, температуры, солености, удельного веса воды на разном удалении от дна, проводила метеорологические исследования. Было обнаружено разное соотношение температур в слоях воды, что С.О.Макаров объяснил влиянием приливно-отливных течений. Исследуя северную часть океана, члены экспедиции составили описание малоизвестных островов и берегов, провели гидрологические измерения. Проходя через место слияния Красного моря с Индийским океаном, исследователь смог подтвердить гипотезу выдающегося русского климатолога А.И.Воейкова о существовании теплого течения из Красного моря.

Академик М.А.Рыкачев писал об экспедиции С.О.Макарова: «…корвет доставил весьма ценный материал, обработанный автором с таким тщанием, что полученным результатом могла бы быть довольна специальная научная экспедиция. Со времен Крузенштерна и Литке в русской литературе не появлялось столь крупного и важного труда по гидрологии». Именем «Витязя» были названы две бухты в Японском море и скала в Охотском море. На этой скале и нашел свой вечный покой знаменитый корабль в 1893 г.