Марк Матвеевич Антокольский: Его жизнь, творения, письма и статьи. Спб.-М., 1905. В полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.
Автор: Под ред. В.В.Стасова
Год издания: 1905
Марк Матвеевич Антокольский: Его жизнь, творения, письма и статьи. Под редакцией В.В.Стасова. С факсимиле, портретами и снимками. Спб.-М., издание Т-ва М.О.Вольф, 1905. [4], II, LVII, [2], 1046, [2] c.; c илл. в тексте и 19 илл. на отдельных листах. 22,5 x 16,5 см. В полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.
Художественное дарование М.М.Антокольского (1843-1902) проявилось с ранних лет. Еще в детстве родители отдали будущего скульптора в мастерскую резчика по дереву. Позднее А.А.Назимова, жена Виленского генерал-губернатора, способствовала переезду талантливого юноши в Петербург. Там в 1862 г. он начал учиться в Академии художеств.
М.М.Антокольский стремился выработать собственный стиль, придерживался реализма в своих произведениях в противовес официальному академическому искусству. Его товарищами по Академии были молодые таланты: Васнецов, Репин и многие другие. С И.Е.Репиным М.М.Антокольский несколько лет прожил вместе. Уже первые серьезные работы скульптора были отмечены Малой Серебряной медалью. Руководство Академии признало мастерство и выразительность его произведений. Начав с жанровой тематики, Антокольский переходит к историческим образам. Изваяние Ивана Грозного, показанное на Международной выставке в Лондоне в 1872 г., имело невероятный успех. Им восторгались В.Стасов и И.Тургенев. Император Александр II посетил Академию специально для того, чтобы увидеть шедевр Антокольского. Образ дальновидного и решительного преобразователя России скульптор создал в памятнике Петру I. Им же исполнены статуи "Нестора-летописеца" (1889) и "Ермака" (1891). Ряд произведений мастер посвятил морально-философским темам ("Христос перед судом народа", 1874; "Мефистофель", 1883).
За представленные в 1878 г. на Всемирной выставке в Париже работы М.М.Антокольский был удостоен высших наград - медали Почета и ордена Почетного легиона. Вскоре его избрали почетным членом многих западных академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других. В 1893 г. выставка работ М.М.Антокольского была организована в Петербурге. Никогда в залах Академии художеств не было представлено так много работ одного скульптора. И никогда скульптура так ярко и глубоко не затрагивала историю России.
Перу Марка Антокольского принадлежит ряд статей по истории искусства. Сохранилась автобиография скульптора, а также обширнейшая переписка с друзьями, проливающая свет на его характер, образ жизни и отношения с близкими людьми. Письма эти, собранные В.В.Стасовым, вошли в настоящую книгу наряду с публицистическим наследием М.М.Антокольского. В этом капитальном издании, посвященном его жизни и творчеству, помещены, помимо прочего, биографический очерк, описание дня похорон и вечера памяти скульптора.