|
Мейен В.Ф. Россия в дорожном отношении. В 3-х томах, с приложением 5 картограмм и карт губерний. Том I. Спб., типография Министерства внутренних дел, 1902. [4], VIII, [2], 144, [2], 467 с.; 17 л. карт и картограмм. 26,6 х 17,3 см. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Очень хорошая сохранность.
Инспектор по дорожной части при Министерстве внутренних дел Владимир Федорович Мейен представил в своей книге историю сухопутных, железнодорожных и водных путей сообщения в России. Он рассказывает, как росла их сеть, как дороги делились по значимости и способу покрытия, в какие места проводили пути, а в какие – нет. Свою задачу он видел в том, чтобы дать полную на тот момент информацию о сетях дорог в регионах Российской империи, чтобы можно было оценить, насколько недостаточно развиты были эти сети, и понять, как следует их развивать наиболее рационально.
Автор описывает дороги с каменным покрытием и грунтовые, рассказывает, как действовала дорожная повинность, по которой дороги и строились, и поддерживались в исправном состоянии. Однако среди всех путей сообщения наиболее актуальными В.Ф.Мейен считает железные дороги, которые, в особенности для России, имеют первенствующее значение как по причине большой территории, так и из-за того, что ее внутренние воды в холодное время года замерзают на долгое время. В.Ф.Мейен рассматривает историю создания железных дорог, их состояние, обороты грузов и пассажиров.
Первой построенной в России железной дорогой была Царскосельская, осуществленная по желанию императора Николая I, который признал ее "вещью весьма полезною и значительно облегчающею внутреннюю торговлю". Благодаря твердости и настойчивости Николая Павловича вскоре была построена также железная дорога между Москвой и С.-Петербургом, которую вступивший в 1855 г. на престол Александр II повелел именовать "Николаевской". Начиная с 1860-х г.г. строительство железных дорог в России постоянно увеличивалось, они являлись важнейшим средством к развитию в стране промышленности и торговли, достижению народного благосостояния.
В первой части книги также приводится "Закон о дорожном капитале и мероприятиях по улучшению транспортной сети", опубликованы размеры расходов на дорожное строительство со стороны правительства и земств. В 1895 г. на государственном уровне были приняты меры для регулярного поступления значительных средств на строительство и улучшение местных дорог. Государство озаботилось проблемой путей сообщения в регионах после сильнейшего сельскохозяйственного кризиса начала 1890-х г.г., когда из-за отсутствия удобных дорог нельзя было доставить продовольствие в регионы, где свирепствовал голод, а из других регионов, несмотря на урожаи, ничего невозможно было вывезти, или возможно с большими потерями, что увеличивало себестоимость продуктов.
Во второй части книги представлены описания сетей дорожного сообщения в ряде губерний Европейской России: в Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Курской, Нижегородской, Казанской, Вятской, Вологодской, Воронежской, Екатеринославской и Бессарабской. Книга позволяет понять, как двигались грузы по России в начале ХХ века и что было сделано для улучшения дорожной сети в определенные периоды отечественной истории.