Мельников-Печерский П.И. В лесах. 4 части. М., 1875. Первое издание, прижизненное. В четырех полукожаных переплетах эпохи. Очень хорошая сохранность. Из личного собрания Б.Г.Суханова-Подколзина.
Автор: Мельников-Печерский П.И.
Год издания: 1875
Мельников-Печерский П.И. В лесах. Разсказано Андреем Печерским. 4 тома. М., в Университетской типографии, 1875. 20,2 х 13,2 см. Первое издание, прижизненное. В четырех полукожаных переплетах эпохи. На передних форзацах экслибрис: «Из книг Б.Г.Суханова-Подколзина» (гравюра на стали на кремовой толстой бумаге, Богомолов, 15259а ЭЛ). Очень хорошая сохранность.
Ч. 1. [6], 400, II с.
Ч. 2. [4], 382, II с.
Ч. 3. [4], 363, [3] с.
Ч. 4. [4], 374, II с.
Библиография: Международная книга, 73-399.
Посвященный жизни старообрядцев историко-этнографический роман «В лесах» был написан в 1871-1874 г.г. и является самым знаменитым и пользующимся постоянным интересом читателей произведением П.И.Мельникова-Печерского. Продолжением его был роман «На горах» (1875-1881). Писатель стал одним из первооткрывателей в русской художественной литературе темы быта старообрядцев. Он детально представил перед читателем повседневность и обычаи заволжских староверов района реки Керженца, одной из крупнейших и старейших областей проживания тех, кто не принял реформы патриарха Никона. Там были леса и болота, что затрудняло доступ правительственных чиновников и войск в этот район и позволило сохраняться традиционной культуре староверов-беглопоповцев длительное время.
Отхожие промыслы, ремесленные занятия, торговую деятельность, хозяйственные приметы, религиозный быт и внутренний духовный мир староверов П.И.Мельников-Печерский описывает сквозь призму судеб отдельных семейств: крепких хозяев, купцов, промышленников. В книге представлены черты быта и обрядов староверов XIX века, описаны веками вырабатывавшиеся этические нормы и живые взаимоотношения людей, их конфликты, страсти, надежды, самые сильные и сокровенные чувства.
Автор повествует и о знаменитых заволжских скитах, самым известным из которых был Комаровский скит. Среди преданий и легенд, слышанных от староверов, П.И.Мельников приводит «Сказание о подводном граде Китеже», занявшее важное место в мировоззрении ряда групп религиозных диссидентов; тут и там он вставляет духовные стихи, песни, пословицы. Автор, будто изнутри, наблюдает за миром деревень староверов, а это было почти невозможно для никонианина, да к тому же представителя властей. Взгляд его критический, но чрезвычайно цепкий, хорошо передающий не только внешние стороны жизни, но и внутренние, глубоко психологические черты.
Павел Иванович Мельников (псевдоним: Андрей Печерский; 1818-1883) - писатель-этнограф. Окончил словесный факультет Казанского университета. Его оставили при университете для подготовки к профессорскому званию, но научная карьера не задалась. С детства П.И.Мельников много контактировал с крестьянами-старообрядцами, усваивал их обычаи. Преподавая некоторое время в Пермской гимназии, будущий писатель на каникулах ездил на уральские заводы, знакомился с бытом рабочих, которые в своей массе были староверами.
Первые его очерки увидели свет в конце 1830-х г.г., а уже с середины 1840-х г.г. он являлся редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где публиковал исторические и этнографические материалы, собранные им самим. В 1847 г. он стал чиновником особых поручений. Работая в Министерстве внутренних дел, в 1852-1853 г.г. П.И.Мельников руководил статистической экспедицией по изучению старообрядчества в Нижегородской губернии.
Он принимал непосредственное участие в преследованиях старообрядцев, в том числе в разорениях старообрядческих скитов и молелен. Стал «героем-злодеем» народного фольклора (о нем слагались песни и легенды, например, будто П.И.Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на змие). П.И.Мельников обратил в единоверие путем собеседований насельников нескольких староверских скитов. Меры, которые он в это время рекомендовал правительству, отличались большой суровостью. Он предлагал брать в рекруты преимущественно староверов, изымать у родителей детей, крещеных в старую веру. В «Отчете о современном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность за широкое распространение старообрядчества на низкий нравственный уровень никонианского духовенства. После смерти Николая I П.И.Мельников начал выступать за веротерпимость.
Борис Гаврилович Суханов-Подколзин (1847-1904) - полковник, оставил мемуары о Т.Г.Шевченко, у которого в детстве в 1858-1860 г.г. учился живописи. Происходил из петербургской аристократической семьи. Родители его были из двух дворянских родов, о чем свидетельствует и фамилия, и гербовой щит на экслибрисе, составленный из половинок двух гербов под двумя шлемами, увенчанными дворянскими коронами, под гербом лента с девизом: «Frangor non flector» («Сломлюсь, но не согнусь»). Мать Б.Г.Суханова-Подколзина в конце 1850-1860-х г.г. держала в своем доме литературный салон, постоянными членами этого литературного кружка были писатели Полонский, Щербина, Майков, художники Соколов, Айвазовский и др. Заходил туда и И.С.Тургенев, когда приезжал в Россию. Частым гостем дома Сухановых в течение нескольких лет был Т.Г.Шевченко, вернувшийся в 1858 г. из ссылки.