Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Мережковский Д.С. Гоголь и чорт: Изследование. М., 1906. Первое издание. В иллюстрированной издательской обложке работы Н.Феофилактова и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Мережковский Д.С.
Год издания: 1906


Мережковский Д.С. Гоголь и чорт: Изследование. М.: Скорпион, 1906. [4], 219, [4] c. 20,3 x 16 см. Первое издание. В иллюстрированной издательской обложке работы Н.Феофилактова и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Библиография: Международная книга, 74-434.

В настоящей работе Д.С.Мережковский интерпретирует творчество Н.В.Гоголя с точки зрения его борьбы против «чорта вечной пошлости» как одного из выражений метафизического зла. Эта мысль проходит через несколько работ Д.С.Мережковского того времени, посвященных Н.В.Гоголю: впервые об этом было сказано в лекции «Судьба Гоголя», напечатанной в 1903 г. в журнале «Новый Путь». Через три года эта работа переродилась в исследование «Гоголь и чорт». Размышления Д.С.Мережковского вызвали множество откликов. С положительной рецензией на исследование «Гоголь и чорт» выступили В.Брюсов в журнале «Весы» и А.Белый в «Золотом руне». По словам другого известного критика, В.Розанова, «работа Мережковского, пытающаяся проникнуть в метафизическое существо душевной жизни Гоголя, - есть серьезнейшее в нашей литературе начало настоящего отношения к Гоголю». В 1909 г. работа «Гоголь и чорт» была расширена Д.С.Мережковским до масштабов новой монографии («Гоголь. Творчество, жизнь и религия»).

Разоблачение пошлого, посредственного, серого - вот о чем писал Н.В.Гоголь. Д.С.Мережковский, без преувеличения, открыл метафизическую сторону Н.В.Гоголя, новым взглядом оценил поэтику его произведений, весь жизненный и духовный путь. Общая суть концепции Д.С.Мережковского такова: А.С.Пушкин отразил гармонию и равновесие мира, оказавшиеся нарушенными в художественном сознании Н.В.Гоголя: «это одно из величайших нарушений равновесия, которые когда-либо происходили в душе человеческой». В трагичном разладе двух начал - языческого и христианского, плотского и духовного, реального и мистического - воплощена вся судьба Н.В.Гоголя.

Д.С.Мережковский обращается к известному письму Н.В.Гоголя от 27 апреля 1847 г., где тот пишет, что его главная цель - позволить читателю после его сочинения вволю посмеяться над чертом. Д.Мережковский говорит, что для Н.В.Гоголя «чорт есть начатое и неоконченное, которое выдает себя за безначальное и бесконечное; чорт - нуменальная середина сущего, отрицание всех глубин и вершин - вечная плоскость, вечная пошлость». Единственный предмет гоголевского творчества, по словам Д.С.Мережковского, есть черт именно в этом смысле (как отрицание Бога, начала и конца). Хлестаков, например, является как раз таким человеком, потерявшим все свои «концы» и «начала», наивысшим воплощением посредственности. «Ни се, ни то, черт знает что такое» - так предельно точно охарактеризовал Хлестакова почтмейстер из «Ревизора». Комфорт, жизнь в удовольствие, вместо благородства - благоприличие, внешняя условная добродетель - таково кредо другого гоголевского «черта», Чичикова, самого великого мертвеца среди всех мертвецов «Мертвых душ». Хлестаков для Д.С.Мережковского - «вдохновенный мечтатель», Чичиков - «положительный делец», а за этими двумя «противоположными лицами скрыто соединяющее их третье лицо, лицо чорта».

Литературная миссия Н.В.Гоголя, по словам Д.С.Мережковского, имела своей целью «выставить чорта дураком». Во всех своих произведениях писатель исследует природу этой мистической сущности. Черт является метафорой, это воплощение мирового зла, «бессмертной пошлости людской, созерцаемое за всеми условиями местными и временными, историческими и народными, государственными и общественными». Но, решив посмеяться над чертом, Н.В.Гоголь осознал, что черт в действительности посмеялся над ним. По замечанию Д.С.Мережковского, Гоголь, этот «милый язычник», пожалел себя в Чичикове.

Черт - изворотливая, коварная и могущественная сила. Как подчеркивал Д.С.Мережковский, «Гоголь первым увидел черта без маски, увидел его настоящее лицо, страшное не своей необычностью, а обычностью, паскудством; первый понял, что лицо чорта является не чужим, странным, фантастическим, а знакомым, вообще реальным "человеческим, слишком человеческим" лицом, лицом толпы в ее "бессмертной вульгарности"».

Николай Петрович Феофилактов (1878-1941) - российский художник-график эпохи модерна, выпускник студии К.Ф.Юона, участник выставок «Алая роза» и «Голубая роза», оформитель журналов «Весы» и «Мир искусства».