Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Мережковский Д.С. Христос и Антихрист: Трилогия. Спб., 1906-1907. В трех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Автор: Мережковский Д.С.
Год издания: 1907


Мережковский Д.С. Христос и Антихрист: Трилогия. [Спб.], издание М.В.Пирожкова, 1906-1907. 21,4 x 16,3 см. В трех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Т. 1. Cмерть богов: Юлиан Отступник. [4], 367 с.
Т. 2. Воскресшие боги: Леонарда да-Винчи. [4], 822 c.
Т. 3. Антихрист: Петр и Алексей. [4], 612 c.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941) - русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Яркий представитель Серебряного века, он вошел в историю как один из основателей русского символизма и основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Философские идеи и радикальные политические взгляды Д.С.Мережковского вызывали резко неоднозначные отклики, но даже оппоненты признавали в нем выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века.

«Христос и Антихрист» - знаменитая трилогия Д.С.Мережковского, в которую вошли романы: «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895), «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901) и «Антихрист. Петр и Алексей» (1904-1905). Автор рассматривал все три романа как единое целое - «не ряд книг, а одна, издаваемая для удобства только в нескольких частях. Одна об одном». В  этой трилогии писатель выразил свою философию истории и взгляд на будущее человечества, сформулировал основные идеи, легшие в основу «нового религиозного сознания» и церкви «Третьего завета». Все романы трилогии «Христос и Антихрист» были объединены главной идеей: борьбой и слиянием двух принципов, языческого и христианского, призывом к утверждению нового христианства, где «земля небесная, а небо земное».

Роман «Смерть богов. Юлиан Отступник» является первым в трилогии «Христос и Антихрист». Он вводит читателя в мир напряженной борьбы христианства и язычества - в эпоху римского императора Юлиана II Отступника (331-363), пытавшегося в годы своего правления (361-363) восстановить культ богов-олимпийцев. Обреченная на провал попытка императора Юлиана восстановить в Восточной империи эллинское язычество, потесненное после Миланского эдикта 313 г. христианством, принесла ему прозвище «Апостас» (или «Апостат» - отступник), а предсмертные слова Юлиана: «Ты победил, Галилеянин!» стали историческим афоризмом. Роман, посвященный противопоставлению «двух правд» - христианской (аскетической) и языческой (плотской) и двух «бездн»: небесной и земной (царство Бога, царство «Зверя»), - заложил основу всей религиозно-философской концепции Д.С.Мережковского.

Второй роман трилогии «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», будучи идейно связан с первой и третьей книгами, тем не менее обладает полной смысловой самостоятельностью и законченностью сюжета, в центре которого - жизнь итальянского гуманиста эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) в противоречиях между монашески суровым Средневековьем и новым, гуманистическим мировоззрением, которое вместе с возвращением античных ценностей принесли великие художники и мыслители этой поры.

В заключительной части «Антихрист. Петр и Алексей» автор продолжает развивать темы и проблемы, намеченные в предыдущих романах. Теперь воплощением борьбы двух мировых начал («Христа» и «Антихриста») в истории стала эпоха Петровских реформ в России. Готовясь к началу работы над этой частью трилогии, связанной с именами Петра Великого и его сына, Д.С.Мережковский ездил для изучения быта и учений сектантов и староверов на Керженец, так как именно старообрядцы в свое время очень подробно развивали идею о дьявольской сущности царя Петра. В романе автор рисует последнего «воплощенным антихристом», во многом - под влиянием соответствующего представления, бытовавшего в раскольнической среде. Носителем веры изображен здесь царевич Алексей. В романе представлено мучительное переживание разрыва со старым, вхождение в мир новых принципов и представлений и, наконец, поиски надежной духовной опоры в период совершающихся катастрофических перемен.