Михайловский В.Я. Спутник православнаго поклонника в Святую Землю. 2 выпуска. Спб., 1887. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Очень хорошая сохранность.
Автор: Михайловский В.Я., прот.
Год издания: 1887
Михайловский В.Я. Спутник православнаго поклонника в Святую Землю. Издание Православнаго Палестинскаго Общества. 2 выпуска. Спб., типография В.Киршбаума, 1887. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Очень хорошая сохранность. Нет 1 л. илл.
Вып. I. [4], IV, 114 c.; 2 л. илл.
Вып. II. [4], X, VIII, 115-436, XII с.; 17 л. илл.
Настоящий путеводитель для православных паломников был составлен почетным членом Императорского Палестинского общества, известным и почтенным духовным писателем, протоиереем Василием Яковлевичем Михайловским (1834-1910). Его перу принадлежит несколько изданий о Палестине и Православной миссии за границей. В.Я.Михайловский, сочувственно относившийся к работе Палестинского общества, всеми силами и средствами содействовал его трудам. Когда в 1886 г. Обществу был разрешен «вербный сбор» от прихожан, В.Я.Михайловский написал красноречивое воззвание к пастве, которое перечитывалось во всех приходах Палестинского общества еще несколько лет и рассылалось по всей России. По данным председателя общества В.Н.Хитрово, "вербный сбор" составил 70% от всех доходов организации.
В настоящем издании описан путь в Святую Землю от Киева через Одессу и Константинополь в Иерусалим. В.Я.Михайловским сделан обзор прошлого и настоящего городов, которые мог осмотреть паломник, и их православных святынь. Для тех святынь в Палестине, которые находились во владении мусульман, автор указал время совершения христианских богослужений, а также плату, которая взималась с христиан за вход. Так как книга предназначалась для молельного паломничества, в ней приведены и важнейшие молитвы и выдержки из Священных текстов. Книга включила и практичные рекомендации: адреса паломнических гостиниц, стоимость ночлега, и в некоторых случаях даже описание стола, который предлагался в гостиницах.
Исторические очерки сопровождаются рисунками церквей и храмов, расположенных на протяжении всего пути, а также других почитаемых мест: порога Судных Врат, где Палестинским обществом была выкуплена часть земли и устроено Александровское подворье; Вознесенского собора на Елеонской горе, воздвигнутого Православной миссией; Гефсиманского сада и др.
Составлением «Спутника» для паломников В.Я.Михайловский занялся по поручению Палестинского общества до того, как сам побывал в Святой Земле. Огромный объем материала, собранный и обработанный автором в кабинете Петербурга, так вдохновил его, что уже на следующий год он совершил свое первое паломничество, лично пройдя по описанному пути.
Императорское Православное Палестинское общество было создано Указом императора Александра III в 1882 г. для организации русского паломничества на Святую Землю, научного изучения библейского региона, помощи местным жителям и Восточным православным патриархатам. После 1917 г. Общество раскололось на две самостоятельных организации: Русское отделение стало действовать при Академии наук как Российское Палестинское общество, а Ближневосточный отдел носил прежнее название. Первым председателем Общества был великий князь Сергей Александрович, после его мученической гибели дело продолжила его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна.
В конце XIX века Общество находилось под покровительством всесильного при дворе обер-прокурора Св.Синода К.Победоносцева, членов Императорской фамилии, государственных и общественных деятелей. Палестинское общество было ориентировано не только на благотворительность и содействие паломничеству, но и на решение некоторых политических задач на Ближнем Востоке, при покровительстве русских дипломатических сил оно расширяло русское влияние в Палестине.
Благодаря усилиям Палестинского общества на Ближнем Востоке была создана школьная система, противостоявшая растворению православных общин в иноверном и инославном населении. Кроме того, дети арабов, прошедшие обучение в школах Палестинского общества, по-новому относились к России, православию. В интеллигентном, мыслящем арабе, образованном в духе православной традиции, Россия искала на Святой Земле одновременно союзника и единомышленника.