Митрофан, монах. Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти. По учению православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. 3 тома. Спб., 18889-1897. В трех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.
Автор: Митрофан, мон. [Алексеев В.Н.].
Год издания: 1889
Митрофан, монах. [Алексеев В.Н.]. Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти: По учению православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. 3 тома. 23,5 х 15 см. Спб., издание И.Л.Тузова, 1889-1897. В трех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.
Т. I. (1897). В четырех частях. Издание шестое. XX, 486, [2] c.
Т. II. (1889). В трех частях. Издание второе. VI, [2], 520 c.
Т. III. (1889). В трех отделах. Первое издание. IV, 526, [2] c.
Настоящее издание впервые вышло в 1880 г. и приобрело широкую популярность среди читателей. В первые полгода тираж был раскуплен и предпринято дополнительное издание, а в 1884 г. книга переведена на французский язык для более широко распространения. Вопросы загробной жизни, невероятно важные для христианина, подробно и полно освещены в этом сочинении. Жизнь души, разлученной с телом после смерти - один из важнейших вопросов христианского учения, который подразумевает, что истинная жизнь возможна только в удалении ее от мира, где она достигает истинного блаженства. В этой работе предпринята попытка не только понять суть современного христианского учения, но и проследить его истоки и взаимосвязь с другими религиями. Автор предполагает, что не существует народов, которым в той или иной степени не было даровано знание о существовании божественного в мире и сложном пути души, который не оканчивается разрушением ее телесной оболочки.
Сложные и емкие понятия вечности, бессмертия души, а следовательно, и загробной жизни, излагаются автором по возможности в тесной связи с участью живых. Первый том посвящен внутренней связи между мирами живых и мертвых, просто и ясно излагаются многие догматы церкви, в том числе о молитвах за мертвых и прошениях об отпущении им земных грехов. Автор рисует картину самой загробной жизни: указывает на разные состояния души после смерти, дает описание блаженного жилища - рая, характера спасенных. Объясняется также жизнь души в геенне. При этом не оставлены без внимания слухи о кончине мира, распространившиеся в России и Европе на основании предсказаний Леонардо Арентино, жившего в XIV в. и объявившего, что конец мира наступит в 1881 г.
Автор использует в своей работе не только ссылки на Библию и учения христианских подвижников, но и размышляет о роли науки в понимании нравственно-религиозных истин. Научная теория о происхождении человечества из единой семьи по мнению автора может свидетельствовать и об общих религиозно-нравственных основаниях, присущих человечеству, естественных и созвучных его духу. В подтверждение этой теории приводятся слова учителей и отцов церкви, находивших даже среди языческих культов многобожия верования, созвучные с христианским учением. При рассмотрении различных путей, которыми религия, постепенно развиваясь, приводит своих последователей к истине, автор выделяет религии откровения и естественные, посвящая этому вопросу второй том. В нескольких частях автор размышляет об иудаизме: о Моисеевых книгах, мировоззрении талмудистов и их представлениях о загробной жизни, рае и аде. Естественные религии рассматриваются относительно происхождения и разделены по материкам, за исключением Евразии, которой посвящен заключительный том.
В третьем томе автор изучает вопрос о том, как человечество готовилось к принятию божественной истины: через заблуждения язычества и монотеизма искало путь к верному учению, стремилось осознать первопричину и назначение всего сущего. Для европейских народов автор рассматривает загробную жизнь скифов, германцев, скандинавов и геттов, похоронные обряды и представления о мире мертвых греков и римлян. Автора живо интересует религиозно-нравственное сознание древних, воспринимавших вечность как нечто условное: жизнь богов хоть и не ограничивалась определенном сроком, но все же не была бесконечной, и зависела от верховного божества, которое тоже могло быть смертным. Бессмертие души соответствовало бессмертию богов, и загробное блаженство, как и адские муки, должно были окончиться смертью богов. Для Азии рассматриваются религиозные представления индусов и иранцев: браманизм, буддизм, различные тибетские и монгольские секты от древнейших культов до развития конфуцианства в его современном состоянии.