[Могила Петр]. Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной... М., 1831. В современном полукожаном переплетес золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.
Автор: Могила Петр
Год издания: 1831
[Могила Петр, митрополит]. Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной, С приложением двух Слов Святаго Иоанна Дамаскина о Святых Иконах и изложения Веры, по откровению Святаго Григория Чудотворца, Епископа Неокесарийскаго. Переведено с Греческаго языка. В Санктпетербургской Духовной Академии. Издание третие. М., в Синодальной Типографии, 1831. [2], IV, VIII, 215 с. 21,2 х 12,7 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. На с. IV владельческая надпись: «Из книг Учителя Ивана Орнатскаго. 1838 г. декабря 25 дня».
Сопиков В.С. «Опыт российской библиографии», № 8875-76.
Настоящая книга в свое время была знаковым сочинением, став первым наставлением в катехизации, понимании символа веры и основ православной догматики. Она состоит из трех частей, посвященных изложению учения православной Веры, Надежды и Любви. Говоря о Вере, автор рассмотрел двенадцать членов символа веры, в том числе: понятие о Боге, догмат о единстве Троицы, представления о свойствах Божиих, об ангелах добрых и злых, о дарах и плодах Святого Духа, о заповедях церковных и семи таинствах. В разделе о Надежде основное внимание уделено составу молитв и девяти блаженств евангельских. В части, посвященной Любви, рассмотрены православные понятия о добродетелях, посте, милостыне, грехах, десяти заповедях и почитании икон.
Книга была написана великим восточнославянским просветителем митрополитом Киевским Петром Могилой (1596-1647). Его фигура была весьма неоднозначной. Петр Могила как никто другой много сделал для укрепления позиций православной церкви на Украине и в Речи Посполитой. В 1632 г. он добился от польского короля Владислава IV признания независимости православной церкви от униатов. Петр Могила был создателем Киево-Могилянской академии, первого высшего учебного заведения восточных славян. Он имел крупнейшую личную библиотеку в Восточной Европе, которую завещал Академии. Петр Могила издавал тексты, необходимые для выведения православного богословия на конкурентный уровень с католичеством. Но современники считали главу украинской православной церкви сторонником унии с латинянами, хотя условия, которые он предлагал для объединения церквей, полностью защищали права православия. В связи с этим к его творчеству стали особенно настороженно относиться в Московском государстве во второй половине XVII века.
Свой труд «Православное исповедание» Петр Могила создал на латинском языке, языке высокой науки для всей Европы того времени. Возможно, он стремился показать европейцам, что православие догматически не расходится с католицизмом принципиально. Книгу обсуждали на Киевском соборе 1640 г. Она была одобрена с поправками на Соборе в Яссах в 1643 г. В греческом переводе «Исповедание» было разослано для проверки и одобрения восточным патриархам. Оно было впервые напечатано только в 1662 г. в Амстердаме на греческом языке, спустя 15 лет после смерти автора. Но уже в 1689 г. на Церковном соборе в Москве книги, написанные украинскими православными просветителями и богословами, в том числе и Петром Могилой, были признаны неправославными. Их запретили к изданию и распространению в Московском царстве. Поэтому книга появилась на русском языке впервые только в век Просвещения в 1769 г. Ее перевел с греческого ключарь Успенского собора Кремля иерей Петр Алексеевич Алексеев (1731-1801), член Российской Академии наук с 1783 г. Начиная с 1759 г. он в дополнение к обязанностям священника являлся преподавателем Закона Божьего и катехизиса в Московском университете. Издание 1781 г. было запрещено из-за некоторых примечаний издателя-переводчика. Истинное признание и распространение книга получила в России во второй трети XIX века. В 1830-1860-е г.г. книга издавалась не менее 16 раз и стала важной основой православного просвещения, одной из главных книг всех преподавателей Закона Божьего. Но даже в этом случае книга издавалась анонимно, в предисловии иерусалимского патриарха Нектария Петр Могила упоминается вскользь, почти безотносительно к книге. В 2005 г. Петр Могила был канонизирован на территории всей Русской Православной церкви.
Настоящий экземпляр принадлежал Ивану Михайловичу Орнатскому (1811-1875), священнику, представителю известного Череповецкого рода служителей церкви, породнившегося в конце XIX века с родом Иоанна Кронштадтского. И.М.Орнатский был дедом протоиерея Ивана Захарьевича Белоликова, священника-новомученика, расстрелянного в 1937 г.
В 1837 г. И.М.Орнатский с отличием окончил Новгородскую духовную семинарию и, женившись, через год стал священником. Свою фамилию он получил в награду за отличные успехи в учебе от епископа Амвросия (Андрея Антиповича Орнатского), который приходился ему двоюродным дядей и покровительствовал. В подписи владелец книги фиксирует тот момент своей жизни, когда он еще не был священником, а преподавал Закон Божий.