Молоствова Е.В. Иеговисты. Спб., 1914. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность.
Автор: Молоствова Е.В.
Год издания: 1914
Молоствова Е.В. Иеговисты: Жизнь и сочинения кап. Н.С.Ильина. Возникновение секты и ее развитие. (С 10 рисунками). Спб., Типография М.М.Стасюлевича, 1914. XII, 298, [1] с.; с илл. в тексте и 1 илл. на отдельном листе. 24,2 х 15,5 см. Книга вышла в серии «Записки Императорского Русского Географического Общества по Отделению этнографии. Том XXXVIII, изданный под редакцией А.С.Пругавина». В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность.
Елизавета Валадимировна Молоствова, в девичестве Бер, (1873-1936) исследовательница сектантства, действительный член Русского Географического Общества, впервые серьезно изучила возникновение и развитие иеговизма. Супруга Владимира Германовича Молоствова (1859-1918), офицера л.-гв. Преображенского полка. Род Молоствовых внесен в VI часть Родословной книги Казанской губернии.
Иеговисты, или субботники, - религиозное течение, являющееся направлением иудео-христианства, основой которого является Ветхий завет. Секта представляет интерес оригинальностью своего учения и своими социальными проявлениями. Одним из центральных звеньев учения была вера в антропоморфного бога – человекобожие, и представление о 1000-летнем царстве.
Движение было основано в начале 1850-х гг. Николаем Сазонтовичем Ильиным (1809-1890), капитаном артиллерии, создавшим «Десное братство». Он был одним из самых противоречивых религиозных мыслителей в России в XIX веке. С детства Н.С.Ильин находился в сфере влияния различных христианских конфессий: православия, протестантизма, католицизма (учился у православного дьякона, затем в иезуитском коллегиуме, близко общался с лютеранами). Смыслом его поисков было обрести религиозную истину, единую для всего человечества. Ильин также ратовал за общий язык и алфавит, который вел бы к единству всех людей на земле. Именно размышления о причинах розни между людьми и путях их религиозного объединения побудили Ильина обратиться к изучению мистических книг, в том числе учений, ставших основой для масонства. Свои религиозные поиски он начал как ревностный православный, вел теологические споры с законоучителями иудаизма, с представителями различных христианских церквей и сект. Большое влияние на становление его учения произвел Апокалипсис св. Иоанна, после чего Н.С.Ильин обращается к систематическому изучению текстов Ветхого завета.
Даже будучи сосланным в Соловецкий монастырь, он продолжал поддерживать постоянную связь со своими последователями и создавать произведения, ставшие центральными для иеговистов. Более двадцати лет Н.С.Ильин провел в заточении в различных монастырях и тюрьмах и приобрел за это время все черты харизматического лидера. Его секта широко распространилась в ряде губерний, в том числе, в Нижнем Поволжье и на Урале.
Настоящая книга выгодно отличается информативностью и сдержанностью оценок от выходивших ранее идеологически ангажированных и поверхностных публикаций на эту тему. Тесные контакты с сектантами, в том числе – с родственниками и ближайшими последователями Н.С.Ильина, позволили автору собрать огромный фактический материал о жизни и вероучении основателя «десного братства». Е.В.Молоствова использовала в исследовании архивные документы и рукописи Н.С.Ильина, его сочинения и письма, а кроме того всю существовавшую литературу по вопросам сектантства. Свою задачу исследовательница видела в том, чтобы объективно воссоздать психологический портрет странной и противоречивой личности Ильина и показать ее связь с созданным им учением. Само вероучение интересовало автора в той мере, в какой это позволяло осмыслить изломы жизненного пути непримиримого ересиарха. История зарождения и становления «десного братства» была воссоздана столь ярко и убедительно, что научное сообщество признало данную проблему практически исчерпанной.