Московский Художественный театр второй. М., 1925. В современном полукожаном перелете. Сохранена издательская обложка работы С.В.Чехонина. Очень хорошая сохранность.
Автор: Под ред. А.Бродского
Год издания: 1925
Московский Художественный театр второй. [Под ред. Александра Бродского]. М., [Государственная типография им. Ивана Федорова], 1925. [6], 178, [2] c., с илл. 28,6 x 21,3 см. Тираж 3000 экз. Два титульных листа (на французском и русском языке). Вступительная статья на французском языке. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка работы С.В.Чехонина. Очень хорошая сохранность.
Московский Художественный театр второй своим возникновением обязан существовавшей с 1912 г. Первой студии МХТ. Ее создатели во главе с Л.А.Сулержицким, Б.М.Сушкевичем, Е.Б.Вахтанговым характеризовали свое объединение как «Собрание верующих в систему Станиславского». В самом названии утверждались задачи Студии – экспериментально-творческая разработка «Системы».
В начале 1910-х г.г., когда театральное искусство переживало кризис, связанный с исчерпанностью старых, и даже относительно новых форм, возникла необходимость в создании коллективов нового типа. Так повсеместно крепло студийное движение, рождались маленькие театры-студии, творческие объединения единомышленников, ставящие своей целью поиск новых театральных идей и творческий эксперимент.
Благодаря сильнейшему, разнохарактерному актерскому составу студии стало возможным в 1924 г. создать новый самостоятельный театр – МХТ второй (существовал до 1936 г.). Это название дал Первой студии В.И.Немирович-Данченко, в течение короткого времени бывший директором нового театра. Шесть лет во главе театра стоял заслуженный артист М.А.Чехов, начиная с 1922 года и до 1928 – года его отъезда за границу. Для театра тот период стал и самым плодотворным, и противоречивым.
В книге прослеживается не очень долгая, но уже на тот момент весьма насыщенная история МХТ второго, подробно рассматривается репертуар последних двух лет существования Студии и первого года – в качестве самостоятельного театра. По выражению одного из авторов сборника, «если еще вчера интеллигентская лирика Чехова волновала своей утешительной благодатью, то сегодня она звучит издевкой над человеческой волей, для нее нет места в огромном механизме революционной эпохи». Вся статья, в которой рассматривается связь МХТ второго с современностью и анализируются постановки текущего сезона, проникнута таким же революционно-прогрессивным пафосом, столь узнаваемым и характерным для своей эпохи. Вторая основная статья книги посвящена первому 10-летию существования театра-студии, которое было связано с именами Сулержицкого, Чехова и Вахтангова.
Книга замечательна еще и тем, что она проиллюстрирована множеством фотографий, рисунков декораций, портретов актеров и режиссеров МХТ второго. На фотографиях представлены ведущие актеры театра в их лучших ролях, эти фотопортреты отражают драматический талант и искусство перевоплощения каждого из них. Декорации и костюмы, показанные на снимках, говорят о смелых экспериментах художников, в частности, об использовании эстетики кубизма и авангарда.
Заставки, концовки, заглавные буквы к статьям выполнены художниками С.В.Чехониным, Б.С.Ромашевым, М.В.Либаковым. Снимки сделаны художниками светописи М.А.Сахаровым и С.Брандебургом.