Москва: Новодевичий монастырь. Со стороны пруда (2 Октября 1839). Худ. Андре Дюран. Париж, [1849]. Тонолитография в раме и паспарту. Отличная сохранность.
Автор: Дюран А., Гио бр., Раффе.
Год издания: 1849
Moscou: Monastere de Devitchie-Pole. Cote de l'Etang (2 Octobre 1839). – Andre Durand, 1844. Gihaut freres editeurs. Figures par Raffet. - Paris, Imp. par Auguste Bry, s.a. – Москва: Новодевичий монастырь. Со стороны пруда (2 Октября 1839). - Андре Дюран, 1844. Братья Гио. Фигуры резал Раффе. - Париж, издание Огюста Брие, [1849]. – Тонолитография в раме и паспарту. Размеры оттиска: 24,4 х 36 см. Размеры в раме: 51,5 х 60,5 см. Отличная сохранность.
Лист 57-й из серии видов России, выполнен по рисунку художника Андре Дюрана (подпись в левом нижнем углу литографии). Французский художник Андре Дюран (1807-1867) обучался живописи в Руане, выставлялся в парижских салонах. По приглашению князя А.Н.Демидова в 1839 г. совершил большое путешествие по России. Во время путешествия он зарисовал с натуры виды многих российских городов и их архитектурных памятников. Итогом этой большой работы был выход в свет в 1849 г. альбома литографий.
Новодевичий женский монастырь был основан в XVI в. на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 г. из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который за девять лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск был взят, а для монастыря было выбрано место, откуда икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы в Смоленск. Изначально стены и башни монастыря поставили деревянными. Основанный в излучине Москвы-реки, монастырь позволял контролировать переправы через реку и удачно дополнил уже существовавшие к тому времени сторожевые монастыри, защитив Москву с юго-запада. Первоначально монастырь назывался Богородице-Смоленский. Главный собор, посвященный Смоленской иконе Божией Матери, был возведен в 1524-1525 г.г.
Сестра Бориса Годунова Ирина постриглась здесь в монахини под именем Александры. В конце XVI в. при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен, по образцу кремлевских. В Смутное время обитель была сожжена поляками и восстановлена после вступления на престол Михаила Федоровича.
При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое строительство. Практически весь ансамбль монастыря выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За короткое время здесь появились высокая колокольня, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом. После захвата монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея. Когда французы подожгли монастырь перед уходом, монахини успели потушить не разгоревшийся огонь. В 1922 г. монастырь был закрыт, в нем открыли «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей. В 1994 г. монастырь снова стал действующим.