Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Муратов П. Древнерусская иконопись в собрании И.С.Остроухова. М., 1914. Тираж 450 нумерованных экземпляров. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Экземпляр № 353.

Автор: Муратов П.П.
Год издания: 1914


Муратов П. Древнерусская иконопись в собрании И.С.Остроухова. М.: книгоиздательство К.Ф.Некрасова, 1914. [2], 40, [2] с.; с илл. в тексте и 43 илл. на отдельных листах. 35,5 x 27,6 см. На авантитуле дарственная надпись: ""А мы мудрецы и поэты/ зажжем свои светы/ и уйдем в катакомбы,/ в пещеры, в пустыни". Ты кто в наши дни сохранит свою душу и сбережет ясность и цельность ея будет строителем будущей и вождем завтрашнего радостного дня. М.В.Муратову - А.С.Амханицкий. 18/III/1916. г.Киев. Осведомительное Бюро". Тираж 450 нумерованных экземпляров. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Экземпляр № 353.

Библиография: Международная книга, 1-301, 16-471, 54-521, 72-483.


Илья Семенович Остроухов (1858-1929) - знаменитый коллекционер. Происходил из купеческой семьи, самостоятельно учился живописи. Член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, Петербургской Академии художеств. Один из руководителей Третьяковской галереи. Как знаток древнерусского искусства, входил в комиссии по реставрации соборов Кремля и других средневековых памятников. Собрал уникальную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, предметов прикладного искусства.

Коллекция икон И.С.Остроухова обладала огромной ценностью. Именно ей посвятил большой искусствоведческий очерк знаток истории иконописи П.П.Муратов. В настоящем издании описаны выдающиеся образцы византийской, новгородской, московской, ярославской, строгановской иконописных школ. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. В 1890 г. он открыл частный музей. В 1918 г. музей был национализирован, а И.С.Остроухов назначен его пожизненным хранителем. С 1920 г. музей назывался «Музей иконописи и живописи имени И.С.Остроухова». После смерти хранителя собрание было расформировано, а его фонды разошлись по другим хранилищам. Значительная часть коллекции икон Остроухова находится в собрании отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи.

П.П.Муратов называл И.С.Остроухова воскресителем древних икон. По словам Муратова, обращенным коллекционеру, «у Вас в доме сейчас - лучшее, что есть, и величайшее из всего в России…». Уникальные художественные качества иконописи, как замечает П.Муратов в своем очерке, понятны немногим. К древнерусской живописи всегда было обращено гораздо меньше внимания, чем, например, к живописи итальянской. Однако в начале XX века пришло время переоценки: теперь иконопись должна была занять свое важное место среди художественного наследия России. Важнейшим шагом в этом процессе стало издание альбома с репродукциями икон из собрания И.С.Остроухова. Икона – сложный объект искусства. Нужна особая острота зрения, чтобы угадать за иконой конкретного мастера-живописца, почувствовать эпоху. П.Муратова привлекло собрание Остроухова потому, что оно давало достаточное представление о стилистической сущности иконописи, о его развитии и законах. П.Муратов останавливается подробно на многих образцах из коллекции, иллюстрируя особенности той или иной школы, определенного времени. В целом, собрание И.С.Остроухова позволило П.Муратову осветить все этапы развития основных древнерусских школ со времен монгольской Руси и образования централизованного государства. К 1917 г. в собрание И.С.Остроухова входили 117 икон.

Павел Павлович Муратов (1881-1950) – известный писатель, искусствовед, переводчик и издатель. Окончил Петербургский институт путей сообщения, затем являлся хранителем (до августа 1914 г.) отдела изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея. Автор книги «Образы Италии», а также беллетристических сборников «Герои и героини», «Магические рассказы», романа «Эгерия», пьес, военно-исторических исследований, переводов У.Бекфорда, Ж. де Нерваля, П.Мериме и др. Как художественный критик печатался в журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Старые годы». Издатель художественного журнала «София». Занимался изучением русской живописи допетровского периода. Шестой том «Истории русского искусства» И.Э.Грабаря, посвященный «допетровской эпохе», большей частью написан П.Муратовым. Он выполнил эту работу по инициативе И.С.Остроухова. В 1918-1922 г.г. Муратов работал в отделе охраны памятников Наркомпроса РСФСР, вместе с И.Грабарем участвовал в реставрации храмов Москвы и Новгорода. В 1922 г. уехал в Германию, где опубликовал очерк «Открытие древнего русского искусства», потом жил в Италии, с 1927 г. - в Париже. Стал одним из учредителей общества «Икона». В 1927 г. были изданы две его книги: «Византийская живопись» и «Русская икона».

Амханицкий Александр(Соломон) Соломонович (1868 – ок. 1920) - участник установления советской власти в Киеве в январе 1918 г. Сын частного поверенного, ученик Киевской Александровской гимназии (серебряный медалист), одноклассник известного историка Н.П.Полетика. Принимал участие в издании гимназического журнала "Побеги", за что несколько раз был арестован, после чего лишен права на поступление в высшие учебные заведения. Участвовал в аресте редактора газеты "Киевлянин" В.В.Шульгина. Состоял в партии эсеров, после революции 1917 г. примкнул к большевикам.

Михаил Васильевич Муратов (1892-1957) - книговед, историк, писатель. Работал в "Объединенном совете религиозных общин и групп". Окончил историко-филологический факультет Московского университета, преподавал в вузах Иркутска и Москвы историю книжного дела. Автор монографии, посвященной переписке Л.Н.Толстого с В.Г.Чертковым, книговедческих трудов, посвященных истории книжного дела в России, сочинений для юношества о наиболее важных фигурах в отечественной истории.