Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Муравьев А.Н. Мысли о православии при посещении Святыни русской. Спб., 1850. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Муравьев А.Н.
Год издания: 1850


[Муравьев А.Н.]. Мысли о православии при посещении Святыни русской. Спб., в типографии III Отделения Собств. Е.И.В.Канцелярии, 1850. XVI, 407 c. 20,5 х 14 см. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Библиография: Международная книга, 25-1114, 55-1500, 55-1533.


В 1848 г. А.Н.Муравьев, совершая паломничество к святым местам, посетил несколько приволжских городов, а описание этого маршрута впоследствии нашло отражение в его книге "Мысли о Православии при посещении Святыни русской". Его путь лежал по местам, связанным с именем Сергия Радонежского - от Лавры, где свершились первые иноческие подвиги Сергия, через родственный ему Ростов, по волжским берегам до Нижнего Новгорода, куда святой ходил мирить князей, и далее до Казани, где он являлся после смерти, подвигая ратных людей к освобождению Руси. Обратная дорога проходила через Владимирский собор, Бородино, а заключительной точкой стал Московский Кремль.

К моменту выхода настоящего издания А.Н.Муравьев давно являлся одним из наиболее авторитетных и влиятельных писателей Русской православной церкви. В 1860 г. он уже более 20 лет считался «эпитропом» (т.е. поверенным) в России трех патриарших престолов (Александрии, Антиохии, Иерусалима); длительное время свободно сносился со многими обитателями Афона (свободно изъяснялся на греческом языке), был ктитором 2 афонских монастырей - болгарского и русского; состоял в многолетней переписке по догматическим, церковно-политическим и должностным вопросам с 4 православными патриархами и святителями Востока.

Во многом благодаря книгам А.Н.Муравьева русские люди приобщились к духовной литературе. Профессор Московской Духовной академии Петр Симонович Казанский вспоминал о впечатлениях семинаристов от чтения труда А.Н.Муравьева: «помню я, какое громадное впечатление произвела на нас эта книга. Живость языка, картинность образов, горячие чувства благочестия и самый внешний вид книги, напечатанной на хорошей бумаге и хорошим шрифтом, были чем-то новым, небывалым для того времени. Заполучив книгу, мы не спали ночь, пока не прочли всю ее».

Важной особенностью книги «Мысли о православии» стала соединенность художественного начала и самых разных богословских и полемических вопросов, с которыми автор обращался к читателю. Книга о русских святынях появилась после продолжительных путешествий А.Н.Муравьева в Константинополь, Афон, Афины, Сирию, Палестину, Грузию, Армению, Рим и Германию. Хорошо изучив и описав прежде католическую и евангелистскую церковь, он приступил к описанию русских святынь и пришел к выводу, что Русская Православная церковь пребывает с наибольшей полнотой духа и истины.

Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) – камергер российского Императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт, почетный член Императорской Академии наук (1836). А.Н.Муравьев в литературе снискал себе славу искреннего «защитника Православия», он был родоначальником в России жанра христианской беллетристики, а кроме того, являлся одним из наиболее влиятельных и авторитетных деятелей православной церкви. Он был первым светским человеком, который начал серьезно обсуждать в литературе сложные проблемы христианства, православной догматики и богослужения, прививая интерес в обществе к этим вопросам.

В 1823-1830 г.г. А.Н.Муравьев вел активную литературную жизнь, встречался с Грибоедовым, Пушкиным, Баратынским, тесно общался с любомудрами, прежде всего с М.П.Погодиным, посещал московский салон Зинаиды Волконской, своей дальней родственницы, где его стихи получили высокую оценку. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 г.г. в Шумле А.Н.Муравьев познакомился с А.С.Хомяковым.

В изящной словесности А.Н.Муравьев имел сложную судьбу. С одной стороны, поэты и критики пушкинского круга видели в нем большие литературные задатки, талант и поэтическую страсть. С другой стороны, они периодически нападали на него едкими эпиграммами, критиковали за недостаточно отточенный слог, несовершенства композиции и выражения мысли. Уязвленный однажды эпиграммой А.С.Пушкина, А.Н.Муравьев в порыве горячности собирался вызвать «злоязыкого» поэта на дуэль.

В 1829-1830 г.г. А.Н.Муравьев как паломник посетил Египет (в частности, Александрию и Каир), Иерусалим, Кипр, Смирну, Константинополь. Изданное в 1832 г. его «Путешествие ко Святым местам в 1830 г.» (рукопись просматривали В.А.Жуковский и митрополит Филарет (Дроздов)) принесло ему популярность в обществе. Именно благодаря этой книге к писателю пришла настоящая слава. Его поездка была воспринята в обществе как намек на священную миссию России в странах Востока. А.Н.Муравьев служил секретарем при обер-прокуроре Святейшего Синода. Завершив карьеру в Синоде в 1842 г., он стал членом Общего присутствия в Азиатском департаменте МИДа, где служил до 1866 г.