Муравьев А.Н. Письма о магометанстве. Казань, 1875. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Муравьев А.Н.
Год издания: 1875
[Муравьев А.Н.]. Письма о магометанстве. Второе дополненное издание. Казань, в Губернской типографии, 1875. [2], VI, 154, [2] с. 23,6 х 14 см. Имя автора указано на обложке. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.
Библиография: Международная книга, 24-283, 53-496, 71-585.
«Письма о магометанстве», написанные в основном в 1846-1848 г.г., адресованы к вымышленному другу, российскому мусульманину, получившему светское образование, который, проживая в исламском окружении, не получает полного удовлетворения своих духовных запросов. В восьми письмах, шестое из которых было сочинено в 1864 г., а восьмое - в 1871 г., автор приводит свои доводы и размышления о превосходстве православия над исламом. А.Н.Муравьев призывает читателя обращаться непосредственно к священным текстам, к Корану, к Ветхому и Новому Заветам, размышлять об их содержании и сравнивать их учения. Если он трезво все рассудит, то уверует в божественную природу Христа. Писатель подчеркивает непреходящую воинственность исповедующих ислам, намекая на Кавказскую войну, тянувшуюся уже более 20 лет, и обращается к личности Магомета, к пророчествам Библии о племени Исмаила.
Книга захватывающе и вдумчиво написана. Особенно ценна она для понимания картины мира русского интеллектуала первой половины XIX в. Мы можем уяснить себе круг его ценностей, широкую эрудицию, достаточно глубокие внешние знания об исламе, убежденность в необходимости миссионерской деятельности. Его полемические методы основаны на вере в превосходство разума и логики. Он опирается, кроме священных текстов, на свою основательную гуманитарную образованность, знание некоторых древних языков, истории Древнего Востока. Детально излагая жизненный путь и цели пророка Мухаммеда, а также начальную историю ислама в целом, автор обращается к ранне-средневековым ближневосточным источникам. По его мнению, в этой истории буйная чувственность и бесконечное властолюбие соединяются с кровопролитием, с неукротимой жестокостью, что становится для северного европейца психологической сутью носителей ислама. Автор прибегает к текстологическим сравнениям источников и обнаруживает в них лингвистические подмены, позволявшие в Коране играть со смыслами пророчеств Ветхого и Нового Заветов. А.Н.Муравьев также сравнивает догматику и ритуалы ислама и христианства, доказывая, что непрерывная связь с Богом и спасение достигаются только через христианские таинства.
Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) – камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт, почетный член Императорской Академии наук (1836). А.Н.Муравьев в литературе снискал себе славу искреннего «защитника Православия», он был родоначальником в России жанра христианской беллетристики, а кроме того, являлся одним из наиболее влиятельных и авторитетных деятелей православной церкви. Он был первым светским человеком, который начал серьезно обсуждать в литературе сложные проблемы христианства, православной догматики и богослужения, прививая интерес в обществе к этим вопросам. Муравьев получал образование на дому. Одним из его наставников был известный педагог С.Е.Раич, с юности воспитывавший в ученике любовь к русской словесности. В 1828 г. после нескольких лет военной службы А.Н.Муравьев был определен в ведомство Коллегии иностранных дел.
В 1823–1830 г.г. А.Н.Муравьев вел активную литературную жизнь, встречался с Грибоедовым, Пушкиным, Баратынским, тесно общался с любомудрами, прежде всего с М.П.Погодиным, посещал московский салон Зинаиды Волконской, своей дальней родственницы, где его стихи получили высокую оценку. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 г.г. в Шумле А.Н.Муравьев познакомился с А.С.Хомяковым.
В изящной словесности А.Н.Муравьев имел сложную судьбу. С одной стороны, поэты и критики пушкинского круга видели в нем большие литературные задатки, талант и поэтическую страсть. С другой стороны, они периодически нападали на него едкими эпиграммами, критиковали за недостаточно отточенный слог, несовершенства композиции и выражения мысли. Уязвленный однажды эпиграммой А.С.Пушкина, А.Н.Муравьев в порыве горячности собирался вызвать «злоязыкого» поэта на дуэль.
В 1829-1830 г.г. А.Н.Муравьев как паломник посетил Египет (в частности, Александрию и Каир), Иерусалим, Кипр, Смирну, Константинополь. Изданное в 1832 г. его «Путешествие ко Святым местам в 1830 г.» (рукопись просматривали В.А.Жуковский и митрополит Филарет (Дроздов)) принесло ему популярность в обществе. Именно благодаря этой книге к писателю пришла настоящая слава. Его поездка была воспринята в обществе как намек на священную миссию России в странах Востока. А.Н.Муравьев служил секретарем при обер-прокуроре Святейшего Синода и сам вел борьбу за эту должность, но потерпел неудачу. Завершив карьеру в Синоде в 1842 г., он стал членом Общего присутствия в Азиатском департаменте МИДа, где служил до 1866 г.