Нафанаил, игумен Киевского Михайловского монастыря. КНИГА О ВЕРЕ. М., 08.05.1648. В переплете XVIII в.: доски в коже со слепым тиснением. Очень хорошая сохранность.
Автор: Нафанаил
Год издания: 1648
Нафанаил, игумен Киевского Михайловского монастыря. КНИГА О ВЕРЕ. – М.: Печатный двор, 08.05.1648 (01.03.–08.05.7156). Алексей; Иосиф.
2°. Л.: 1 пустой, 1–289 = 290 л.
Набор: 25 строк с колонтитулом. Шрифт: 10 строк = 90 мм.
Орнамент: инициал 1; заставок 4 с 4 досок.
Печать в две краски. Сигнатуры в центре нижнего поля первого листа тетради кириллическими цифрами в две краски. Фолиация в нижнем правом углу кириллическими цифрами. На нижнее поле л. 171 вынесено пропущенное в тексте слово «пагубою».
Зернова 209.
Варианты названия в делах Печатного двора: «Книга о вере христианской»; «О правой вере»; «О вере единой, истиной, православной». Начали печатать 29.03.1648 г; «вышла из дела» 01.05.1648 г. Тираж 1200 экз. Себестоимость 17 алт. 3 ден.; «указная» цена 26 алт. 4 ден. Печаталась в «Нижней палате от Никольского монастыря» на 4-х станах. Стоимость переплета «по обрезу золотом» 10 алт. (по другим сведениям, 15 алт.). (Ф. 1182, д. 34, л. 262об.—267; д. 39, л. 548—548об.; д. 42, л. 213—213об.; д. 44, л. 29об.).
Поздеева 167. Лукьянова 1, 116.
Опечатки в фолиации: 238 вместо 237 (исправлена типографским способом); сигнатура 36 напечатана на первом и на втором листах тетради, на втором листе она была забелена.
318х200мм. Очень хорошая сохранность. Лл. 1, 6 частично отходят от блока, утрата нижнего угла л. 280, надрывы. Реставрация некоторых листов вдоль корешка, на полях и в тексте (например, лл. 33, 110, 128, 130, 132) вержированной и невержированной бумагой. Пустой лист использован как лист обклейки нижней крышки. Загрязнения, затеки на некоторых листах.
Переплет XVIII в.: доски в коже со слепым тиснением. Концы бинтов закреплены в парных сквозных отверстиях в крышках переплета. Лист обклейки верхней крышки и припереплетные листы (I - IV, -) из бумаги XVIII в., литеры монограммы видны не четко, что не позволяет точно датировать бумагу. Для обклейки нижней крышки был использован пустой лист экземпляра. 2 застежки с растительным орнаментом (поновлены в XIX в.) и пробои желтого металла. Разрывы и утрата фрагментов кожи на корешке. Реставрация корешка. Потертости, трещины на коже. Обрез был покрашен.
Записи: на обклейке нижней крышки профессиональным полууставом XVII в., вероятно, запись сделана работником Печатного двора: «Всего в сеи кн<и>ге 279 (!) листовъ»; на лл. 39-46 смытая и заклеенная запись XVII в., не читается; на л. 251 об. неумелой скорописью XIX в., последнее слово затерто: «Деревни Горокъ Иванъ Филип[о]въ»; на л. III неумелой скорописью: «Сия богодухновеная книга о правои крестиянс[кой] вере поучительная ко благочестию крестиянъ и всего народа крестиянского –
1840-го года марта 26-го
Сия книга богодухновенная деревни Шевалдовы крест<ь>янина Семена Гаврилова, его собственая. Своеручно подписалъ».
На полях многих листов наклеены матерчатые закладки.
«Книга о вере» - одно из наиболее знаковых изданий середины XVII в. Она имела большое культурное и религиозно-идеологическое значение. 1640-е годы стали периодом особо интенсивной деятельности Московского печатного двора, в это время начинают выходить не только богослужебные и учебные книги, но и книги для душеспасительного чтения и издания, направленные на полемику с католиками и протестантами. Эта полемика проходила в условиях обострения эсхатологических ожиданий, а активизация издательской деятельности второй половины 1640-х гг. совпала с деятельностью кружка ревнителей древлего благочестия во главе с царским духовником Стефаном Ванифатьевым.
Книга о вере пользовалась в свое время огромным спросом, весь тираж был раскуплен в течение двух месяцев. Составлена она была уже в 1644 году и имела явно антиуниатскую направленность. Ее составителем считается архимандрит Киево-Печерской лавры Нафанаил. Он привлек для работы над книгой несколько основных источников: прежде всего, «Полинодию» (1629) Захария Копыстенского.
В «Книге о вере» всего 30 глав; 11 из них составлены на основе текста «Полинодии». Нафанаил пользовался и другим сочинением Захария Копыстенского, не зная, правда, того, что оно именно ему принадлежит. «Книга о вере единой, святой, соборной...», появившаяся между 1615 и 1619 годами, была подписана псевдонимом «иеромонах Азариас Х». Из этой «Азариевой книги», как ее называли современники, Нафанаил взял и внес в свою книгу целых 9 глав. Итак, заимствованы двадцать одна глава, но и остальные девять тоже не являются авторским произведением Нафанаила. Первая глава воспроизводит мысли, высказанные в «Книге о вере», составленной острожским священником Василием в 1588 году. Главы 2, 7, 8 и 10 основаны на мыслях, высказанных отчасти в «Полинодии», отчасти в «Апокрисисе» Христофора Филалета.
Главы 11 и последняя 30-я - о Страшном Суде - были составлены на основании многочисленных рукописных сборников, содержащих выписки из различных сочинений, обычно из святоотеческой литературы. Глава 24, в которой находим присягу, произнесенную Ипатием Потием и Кириллом Терлецким перед папой Климентом VIII 25 декабря 1595 г., заимствована из Синопсиса, напечатанного на польском языке в Вильне в 1632 году. Оказала влияние, конечно, и так называемая «Кириллова книга», составленная из сочинений, направленных против иноверцев, и опубликованная в 1644 году. Таким образом, «Книга о вере» не просто компиляция; она вобрала в себя всю традицию антиуниатских сочинений и отразила основные общественные стереотипы. В этой связи она имеет большое историко-культурное значение, показывая интересы и проблемы своей эпохи, являясь, в тоже время, ярким идеологическим памятником.
В предисловии этой книги ставится главный вопрос: «Дух явственне глаголет, яко в последняа времена отступят неции от веры». Уже «послан глад на землю, не глад хлеба, ни жажда воды, но глад неслышания Слова Божия». Вот-вот произойдет развязка: «Время последнее, антихристово царство распространяется, и Сам скоро явится...» В последней главе «О Антихристе» особо выделяется часть, имеющая свое собственное название: «О Правде». «Яко много предотечев, но и Сам уже близ есть по числу, еже о нем 666 - число бо человеческо есть антихристово, кто весть, аще в сих летех 1666-х явственных предотечев его или того самого не укажет, а тот Антихрист человек будет, беззакония сын, и родится, якоже глаголет Ипполит Римскии, от девицы нечистыя жидовки сущи, от колена Данова, и будет исперва смирен, и добре житие проходя, и сотворит чюдеса не истиною же, но привидением, и все действо диаволе восприимет и абие изникнет и восстанет и возлюбит жиды, и возвысит их, а правоверных прелюте изганяти будет, и седмь лет, по Ксанфопулу Каллисту, или пол-4 лета (3,5 года), по Зизанию, царствовати будет, и многих прелстит, и отлучит от Правды...»
Издателей книги волновала идея спасения православного мира. С.Ванифатьев твердо был уверен в том, что необходимо «исправить» веру, но сделать это надо ориентируясь на византийскую церковную традицию. Издание книги предшествовало другому важнейшему событию, и было с ним определенным образом неразрывно связано – расколу русской православной церкви, вызванному реформами патриарха Никона и исправлением богослужебных книг и обрядов.