Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. [М.], 1941. Единственное прижизненное издание, отпечатано на толстой ватманской бумаге. Экземпляр с автографом автора, подписан Е.П.Богословской. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Нестеров М.В.
Год издания: 1941
Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. [М.]: издание Государственной Третьяковской галереи, 1941. [4], 140, [4] с.; 1 л. фронтиспис (портрет), 11 л. илл. 20,4 х 14,5 см. Тираж: 2600 экземпляров. Единственное прижизненное издание, отпечатано на толстой ватманской бумаге. Экземпляр с автографом автора. В современном полукожаном переплете с золотым и блинтовым тиснением между бинтами на корешке. Титул и обложка работы художника академика Е.Е.Лансере. Сохранена иллюстрированная издательская обложка. Отличная сохранность: на пустом листе, предшествующем авантитулу, синими чернилами автограф – дарственная надпись: «Глубокоуважаемой Елизавете Петровне Богословской на память от автора «Давних дней» 1942. Мартъ». Экземпляр представляет историческую ценность.
Автограф адресован Елизавете Петровне Богословской (урожденной Толстовой) (1886–1969) - ровеснице дочери М.В.Нестерова Ольги. С 1907 г. она была женой выдающегося историка академика М.М.Богословского (1867-1929), ученика В.О.Ключевского, профессора Московского университета и Московской духовной академии. М.М.Богословский занимался историей эпохи Петра Великого и его реформ. Автограф датирован мартом 1942 г. До последнего дня жизни 18 октября 1942 г. М.В.Нестеров держал кисть и писал картины.
В своей книге Михаил Васильевич, изданной за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны, оставил очень колоритные, живые воспоминания о своем творческом пути, о наиболее ярких русских художниках второй половины XIX – первой половины ХХ вв., с которыми был коротко знаком. Мастер рассказывает о встречах с В.Г.Перовым, «истинным поэтом скорби», ставшим его первым учителем живописи и оказавшим особенно сильное влияние на становление художника; с передвижником И.Н.Крамским, «важным господином» во фраке, похожим по солидности скорее на «министра»; Н.Н.Ге, В.И.Суриковым, В.М.Васнецовым, И.И.Левитаном; юным донжуаном К.Коровиным, в котором «все … жило, копошилось, цвело и процветало»; В.А.Серовым, М.А.Врубелем, А.А.Рыловым, П.А.Степановой, В.Н.Андреевым-Бурлаком и др., гравером Ф.И.Иорданом, промышленниками, меценатами и коллекционерами П.М.Третьяковым и С.И.Мамонтовым, писателем А.М.Горьким, нобелевским лауреатом физиологом И.П.Павловым и др. Художник с большим изяществом повествует об аристократизме и роскоши, окружавшей маститых столичных живописцев; о богемном духе московской художественной среды; о высшем артистизме, взращивавшемся в Абрамцево. Он описывает нравы художников-«передвижников» и характеры молодых мастеров, пришедших им на смену, дерзко ломавших все основы и каноны. Представлены словесные портреты русских баталистах и переписка с Л.Н.Толстым. Всем своим героям художник подбирает меткие и точные характеристики, рисующие в воображении яркие фигуры той эпохи бури и натиска. Книга была встречена с живым интересом и имела большой успех.
Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) — русский и советский художник, живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898); лауреат Сталинской премии первой степени (1941), заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Он родился в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Мать его происходила из старинного рода елецких купцов Ростовцевых. Отец же, Василий Иванович Нестеров (1818?1904), занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами, пользовался всеобщим уважением в своём городе. Но он больше питал страсть к истории и литературе, чем к торговле. Купец проявлял живой интерес к художественному таланту сына, однако настоящего художника признал в нем только через девять лет после начала его живописной карьеры. Это произошло в 1889 г., когда П.М.Третьяков приобрел картину М.В.Нестерова «Пустынник», ставшую большим событием в истории русской живописи. Павел Михайлович купил ее еще до открытия XVII выставки передвижников, на которой она выставлялась. На вырученные за нее деньги молодой живописец отправился в свое первое заграничное путешествие по Европе, во время которого была создана другая важная работа «Остров Капри».
М.В.Нестеров учился художественному мастерству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством П.С.Сорокина, И.М.Прянишникова, В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Е.Маковского и в Петербургской Академии художеств. Живописец воплотил насквозь народный новый поэтический образ России. В неброской красоте среднерусской природы на полотнах Нестерова отражается глубокий внутренний мир и трудные судьбы его героев. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана мастером на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» Епифания Премудрого. В 1890 году ее увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве, и пригласил художника на работу в собор. Именно здесь живописец близко сошелся с В.М.Васнецовым. С этого момента на протяжении 22 лет Михаил Васильевич регулярно выполнял заказы для церквей. Так, он расписывал дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии, церковь Марфо-Мариинской обители в Москве и др. Художник, выполняя заказы, часто нарушал традиции русской православной живописи. Вместо святых и угодников он в большинстве случаев изображал обыкновенных людей, ищущих свой путь к спасению, настоящую Россию начала ХХ века. М.В.Нестеров никогда не писал ни архиереев, ни пышных обрядов и богатых интерьеров.
На живописца очень сильное впечатление произвела дилогия П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Этой теме М.В.Нестеров отводит ряд своих картин, например, «Великий постриг», которая стала визуальным реквиемом по несбывшемуся счастью. За эту работу художник был удостоен звания академика живописи.
М.В.Нестеров был противником революций. В 1905 году он вступил в черносотенный Союз русского народа. Октябрьская революция стала потрясением для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет, и рубежом для его творчества. После начала Гражданской войны семья Нестеровых уехала на Кавказ. Там мастер тяжело заболел и в течение долгого времени был не в состоянии работать. В советское время М.В.Нестеров писал в основном портреты. В 1941 году за портрет академика И.П.Павлова, созданный в 1935 году, ему была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства. М.В.Нестеров в любых политических условиях сохранял независимость в своей деятельности, он не принимал заказы на портреты, так же, как и отказывался от заказной работы в храмах, начиная работу только в случае внутреннего резонанса с темой и материалом.
В 1938 году М.В.Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист профессор В.Н.Шретер, был обвинён в шпионаже и расстрелян. Дочь художника Ольга Михайловна отправлена в Акмолинский лагерь, откуда вернулась в 1941 г. на костылях.