Невский проспект (16 Июля 1839). Худ. А.Дюран 1843. Париж, [1849]. Тоновая литография в раме и паспарту. Отличная сохранность.
Автор: Дюран А., Раффе О.
Год издания: 1849
Perspective de Newski (16 Juillet 1839). Andre Durand 1843. Figures par Raffet. Paris: Gihaut freres, editeurs; Imprime par Auguste Bry, [1849]. - Невский проспект (16 Июля 1839). Художник Андре Дюран 1843. Фигуры резал Раффе. Париж, издатели Братья Жио, печатал Огюст Бри, [1849]. Тоновая литография в раме и паспарту. Размеры в раме: 70,7 х 52,3 см. Размеры в оттиска: 43,7 х 26,7 см. Отличная сохранность.
Лист 20-й из серии видов России, вверху листа подзаголовок «Saint-Petersbourg» (Санкт-Петербург). На литографии представлен вид Невского проспекта. Лист из альбома «Excursion pittoresque et archeologique en Russie» («Живописное путешествие по России»), который был издан известными французскими литографами братьями Жио, работавшими в 1820-1860-е г.г. Лист был награвирован Андре Дюраном на камне по собственному рисунку. Его подпись с датой 1843 г. находится в правом нижнем углу литографии. Все листы альбома датированы с 1840 по 1848 г.г. Серия издавалась четырьмя выпусками с 1842 по 1849 г.г. В общей сложности А.Дюран выполнил 100 литографий.
Французский художник и путешественник Андре Дюран (1807-1867) одним из первых отразил облик российских городов. По предложению Анатолия Демидова талантливый рисовальщик в 1839 г. предпринял путешествие по России, во время которого делал эскизы к будущему альбому. Путешествие началось 1 июня 1839 г. в порту Гавра. Художник объехал Европейскую Россию и нарисовал с натуры виды многих российских старинных центров культуры, запечатлев их архитектурные памятники и жителей. Литографии А.Дюрана открывают перед зрителем процветающую страну, они сохранили образы двух русских столиц середины XIX века. Высокий стиль этих литографий делает их изысканным украшением интерьера.
На литографии изображен вид Невского проспекта в сторону Адмиралтейства от Полицейского моста, соединяющего два берега реки Мойки. Мост этот также называется с 1735 г. «Зеленый», поскольку после перестройки в том году впервые был выкрашен в зеленый цвет. Во второй половине XVIII века рядом с мостом появилось Управление городской полиции, которое дало мосту второе название.
Деревянный мост на этом месте впервые был построен в 1720 г. Он находился в то время на границе города, и рядом с ним располагались Мытный и Гостиный дворы. В 1806-1808 г.г. архитектор Вильям Гесте построил на месте деревянного моста новый, чугунный. Новая конструкция была собрана из пустых металлических блоков. Прочность материала позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов, что придает мосту легкий, невесомый облик. В качестве идеи использовалась конструкция, опубликованная Р.Фултоном в Лондоне в 1796 г. Проект В.Гесте оказался столь удачным, что был утвержден как типовой проект для мостов через Мойку. Полицейский мост стал первым чугунным мостом в Петербурге.
В 1842 г. Полицейский мост расширили, чтобы увеличить его пропускную способность. В период, когда мост увидел и изобразил А.Дюран, это был участок с самым оживленным движением в империи. При перестройке литые решетки были заменены на глухие гранитные парапеты, вместо гранитных обелисков на въездах установлены чугунные фонарные столбы, изготовленные по проекту инженера А.Д.Готмана. Именно в таком перестроенном виде изобразил мост А.Дюран.
По левую руку от моста виден угол дома генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга H.И.Чичерина. По наиболее убедительной версии, здание было построено архитектором Юрием (Георгом) Фельтеном, помогавшим Б.Ф.Растрелли в строительстве Зимнего дворца. Здание являлось одним из первых образцов раннего классицизма. Архитектурная особенность дома - двухъярусная колоннада, подражающая колоннадам на фасадах Зимнего дворца. В XIX веке дом перестраивался несколько раз. В 1810-х г.г. по заказу нового владельца, князя А.Б.Куракина, архитектором Стасовым был пристроен корпус по Большой Морской улице. В 1858 г. по заказу тогдашних владельцев купцов Елисеевых дом был капитально реконструирован архитектором Н.П.Гребенкой.
В этом доме часто бывал А.С.Пушкин, жили А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер, а на проходивших здесь литературных вечерах выступал Ф.М.Достоевский. В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин направляет Онегина в ресторан «Talon», располагавшийся в этом доме, на встречу с Кавериным. В 1830-х г.г. в здании действовал также магазин, были семейные апартаменты и типография А.А.Плюшара, первого издателя «Ревизора», «Фауста» и «Энциклопедического лексикона».