Никодим, епископ Далматинский. Правила (Kanones) православной церкви с толкованиями. 2 тома. Спб., 1911-1912. Первое прижизненное издание на русском языке. В двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.
Автор: Никодим (Милаш), епископ Далматинский.
Год издания: 1911
Никодим, епископ. Правила (Kanones) православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринскаго. 2 тома. Перевод с сербскаго. Приложение к журналам «Церковный вестник» и «Христианское чтение». Спб., Издание Санкт-Петербургской Духовной академии, 1911-1912. 22,9 х 14,3 см. Первое прижизненное издание на русском языке. В двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.
Т. I. (1911). XIX, 637, [2] c.; 1 л. фронт. портр.
Т. II. (1912). VII, 635 с.
Библиография: Международная книга, 25-1184, 55-1610.
Катехизис, как форма разъяснения основных богословских вопросов в православной культуре не приобрела такого решающего значения, которым она наделена среди протестантов и католиков, а потому и не была распространена в виде печатных изданий. Настоящее издание явилось одним редких катехизисов для православных христиан. Единственным аналогичным трудом нового времени было сочинение архимандрита Иоанна Соколова, отца новой науки православного церковного права, изданное в 1851 г. Этот труд стал уникальным для своего времени, поскольку был первой книгой, в которой максимально полно и систематически излагались законы, действующие как во всей православной церкви, так и в автокефальных церквях.
Епископ Никодим собрал авторитетные толкования средневековых и греческих комментаторов, в том числе использовал опыт разъяснений, представленный Иоанном Соколовым. Для русского издания были сделаны особые изменения и дополнения относительно новейших канонических исследований, в частности, в вопросе о наказаниях в связи с церковным уголовным правом. Книга по возможности написана просто и ясно, что особенно отметили ее русские переводчики. Именно эта особенность послужила тому, что она была выбрана такими популярными христианскими изданиями как «Церковный вестник» и «Христианское чтение» для распространения среди подписчиков.
В издании рассмотрены основные письменные определения, изданные церковной властью с IX века. Основным сборником, на который опирается автор, стал изданный в Константинополе 883 г. Номоканон, положивший начало древнерусской «Кормчей книге» - основному источнику церковного права в средневековой Руси. В сборнике разбираются правила св.Апостолов, Вселенских Соборов, десяти Поместных Соборов и тринадцати св.Отцов. Вместе с этими основным правилами автором рассмотрены некоторые канонические сочинения Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия, так как их упоминание содержится в Афинской Синтагме, изданной в середине XIX в. с одобрения Константинопольского Патриаршего Синода.
Епископ сербской православной церкви Никодим (Милаш, 1845-1915) по праву считается одним из авторитетных толкователей канонов православной церкви. В 1867 г. Никодим по благословению своего духовного отца епископа Стефана Кнежевича отправился в Россию для обучения в Киевской Духовной Академии, которую закончил в 1871 г. со степенью кандидата богословия. В том же году он был удостоен степени магистра богословия за работу «Достоинства Православной Церкви до XIV века». Возвратившись на родину в 1874 г., архимандрит Никодим стал преподавателем Церковного права и практического богословия в Задарской семинарии. Около 20 лет управлял Далматинско-Истрийской епархией, входившей в состав Австро-Венгрии. В 1910 г. ушел на покой, последние годы жизни провел в Дубровнике. Был канонизирован сербской православной церковью в лике священноисповедников в 2012 г.