Николаевский вокзал. [Спб., Фотоателье Алексея Рейнбота, 1890-е г.г.]. Фотография наклеена на фирменное паспарту, в раме. Отличная сохранность. Представляет историческую ценность.
Автор: Рейнбот А.
Год издания: 1893
Николаевский вокзал. [Спб., Фотоателье Алексея Рейнбота, 1890-е г.г.]. Фотография наклеена на фирменное паспарту, украшенное золоченой орнаментальной рамкой. В раме. Размер снимка: 21,3 х 26,7 см. Размер в раме: 51,3 х 57,2 см. Отличная сохранность.
Здание Николаевского вокзала в Москве стало конечным пунктом первой общероссийской железной дороги, соединившей две столицы - Петербург и Москву. Это название было ему дано в 1855 г. после смерти Николая I и сохранялось до 1923 г. Николаевский вокзал стал первым из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Здание было построено в 1844-1849 годах по проекту архитекторов К.А.Тона и Р.А.Желязевича. Его братом-близнецом является вокзал на другом конце дороги – в Петербурге.
На первом этаже Николаевского вокзала располагались просторный вестибюль, пассажирские залы и императорские покои, а на втором – служебные квартиры для начальников и специалистов. Первым начальником Николаевского (Московского) вокзала стал Николай Ильич Миклухо-Маклай - отец знаменитого путешественника. Внутренняя отделка здания была великолепной: пол из дубового паркета, обложенные мрамором шведские печи, камины. Со стороны путей к зданию вокзала примыкал крытый перрон, с двумя путями и каменными пассажирскими платформами.
Снимок отразил не только вид вокзала в конце XIX в., но и примыкающие к нему постройки, а также повседневную жизнь города: щеголеватого городового с шашкой на поясе и в блестящем шлеме, аристократическую пару, о чем-то расспрашивающую прохожего, дворников в белых фартуках, закончивших к полудню свои труды и позирующих фотографу, повозки ямщиков, спешащие с пассажирами, нищенку у ворот. Еще недавно камеры позволяли снять только статичные предметы, но здесь появляется четкая передача движения.
Подрядчиком строительства всей дороги и вокзалов был купец первой гильдии А.Л.Торлецкий (1790-1865). За восемь лет строительства железной дороги с 1843 по 1851 г. предприниматель заработал на этом более 300 000 рублей. Затем купец участвовал в строительстве Большого Кремлевского дворца и в ряде других крупных проектов. Движение поездов по Петербургско-Московской железной дороге началось в 1851 году.
Решение о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой было принято 1 февраля 1842 г. Проектированием и строительством железной дороги руководили инженеры путей сообщения П.П.Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и H.О.Крафт. Впервые поезд из Петербурга в Москву прошел по ней 3 августа 1851 г. Испытать трассу решили, перебросив из Петербурга в Москву нескольких составов с войсками. В течение трех дней были перевезены два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков, два батальона лейб-гвардии Семеновского и Преображенского полков и дивизион гвардейской артиллерии. Уже 19 августа в Москву отправился поезд Императора, в котором находились сам Николай I с супругой, наследник престола, великие князья, четыре германских принца и придворные. Поезд состоял из 9 вагонов и ехал до Москвы 19 часов. Для обеспечения безопасности движения вдоль всего пути было расставлено несколько тысяч солдат. Регулярное движение по дороге было открыто с 1 ноября 1851 г.
Фотография изготовлена в фотоателье Алексея Рейнбота («Рейнбот А. и Ко»), находившемся в Санкт-Петербурге по адресу: ул.Николаевская, 14. Это была одна из лучших столичных фотомастерских конца XIX в. В ней, в частности, выпускали роскошные серии фотографических видов русских столиц. Настоящий снимок принадлежит к одной из таких серий, которая выделяется особым качеством и мастерством исполнения. При сравнении со снимками тех же видов, но из других серий явственно заметна разница. Фотография отличается необычайной четкостью и яркостью, тщательностью фокусировки и выбора ракурса. Изящное оформление снимка фирменным паспарту с золотой рамкой придает виду эстетическую завершенность. Снимок прекрасно сохранился, благодаря тому, что он почти не имел контактов со светом и не затронут выцветанием.