Нил, архиепископ Ярославский. Буддизм, разсматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. Спб., 1858. В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.
Автор: Нил, архиепископ Ярославский.
Год издания: 1858
Нил, архиепископ Ярославский. Буддизм, разсматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. Спб., в типографии Григория Трусова, 1858. [6], 386 с. 21 x 13,2 см. В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.
Библиография: Международная книга, 4-233; 24-305, 306.
Нил (Николай Федорович Исакович; 1796-1874) – крупный духовный писатель, религиовед, миссионер. Окончил Петербургскую духовную академию, занимал епископские и архиепископские кафедры в Вятке, Иркутске и Ярославле. Свой богатейший минералогический кабинет архиепископ завещал Петербургскому университету. Его мечтой и целью практической деятельности было преодоление церковного раскола и христианское просвещение языческих народов России. За период своей миссионерской деятельности он привел к православию до 40 тысяч человек. Его перу принадлежат «Путевые записки о путешествии по Сибири», кроме того, опубликовано собрание его слов и проповедей.
Архиепископ Нил стал одним из первых в России специалистов по буддизму и религиозным верованиям бурятов. 16 лет он занимался миссионерской деятельностью в Иркутской епархии, возглавлял местную кафедру. Епархия охватывала почти всю Сибирь, Дальний Восток, Якутию, Камчатку и Алеутские острова, которые были населены бурятами, тунгусами, маньчжурами, якутами, чукчами, камчадалами и другими народностями. Архиепископ организовал множество миссионерских станов, поощрял строительство церквей, переводил на местные языки богослужебные книги и тексты Писания. Успех его миссионерской деятельности основывался и на глубоком изучении местных религий, в первую очередь буддизма, которого придерживались наиболее многочисленные народы юго-восточной Сибири: буряты и тунгусы.
Теме религиозного мировоззрения и быта бурятов посвящена ранняя работа архиепископа Нила «Буддизм». Эта монография стала одним из первых в России исследований буддизма, поставив ее автора в ряд основателей отечественной буддологии. Ее специфика заключалась в том, что помимо буддийских священных текстов, которые автор знает и активно цитирует, он обращается к мировоззрению живых носителей религии - забайкальских бурят, выясняя их религиозную картину мира. Автор широко вводит в книгу специальные понятия и термины из языка бурят. Он пишет о буддизме с большим уважением, в котором любовь соседствует с легкой иронией. Этот труд получил в свое время высокую оценку критики в журнале «Современник».
Архиепископ Нил рассматривает в своей книге буддийский миф о творении, состав Пантеона, представления о небесных телах и происходящих в окружающем мире явлениях. Представлены буддийские обряды, теория и практика нравственного усовершенствования, картина загробного мира.
Весьма интересен раздел о тибетской медицине, которую автор внимательно изучил. Преосвященный Нил подчеркивает поэтический характер познания мира буддистом, например, на человека со всеми его «частями», «венами», «жилами» и «замками» древние буддийские анатомы смотрели как на средоточие всех стихий и настоящий микрокосм – сосуд Вселенной. Из 404 главных недугов 101, по их мнению, зависит от влияния злых духов и требует духовных средств борьбы, 101 исцеляется диетою, 101 неисцелим – бессмысленно даже пытаться, и только 101 нуждается в правильном применении искусства терапии. Магия чисел опутывала сознание сибирского буддиста тончайшей паутиной, заставляя во всем видеть количественные закономерности. Познания лам в эмпирической медицине являлись в ряде случаев высоким искусством. С помощью различных травяных составов, прижиганий и других методов они добивались исцеления больных, которое признавал даже христианский миссионер.
Во вводной части автор характеризует общие черты культуры и быта бурятов, их ближних и дальних соседей. Архиепископ Нил прослеживает историю изменений на религиозной карте Сибири. Приводятся общие сведения о буддизме как религиозной системе: времени его зарождения, буддийской космологии. Рассказывается о появлении на Земле первого «праотца» и «праматери», истории жизни самого основоположника буддийского вероучения.
Особую ценность представляют сведения о специфических обрядах и традициях тунгусов и бурят-буддистов. Архиепископ Нил подробно описывает свадебный обряд, ритуалы, связанные с лечением больного, призывом души умершего, похоронный обряд. Он говорит о теории перерождения и переселения душ, описывает буддийский ад, рассказывает о перипетиях борьбы шаманизма и буддизма на сибирских просторах. Рассмотрена система религиозного окормления территорий Забайкалья буддийскими ламами и религиозными учителями. Сообщаются данные об общей численности буддийского духовенства на сибирской территории.
Написанная живым и образным языком, книга сочетает в себе увлекательное чтение, рисующее нам страсти, кипящие в мире духов, богов и богинь, героев-праотцов, с полезной информацией по этнографии и религии. В книге систематически сообщаются ценные факты о буддизме и содержится минимум оценок, что делает описание актуальным для науки по сей день.