Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Новейшее образование, его истинные цели и требования: Сборник статей в защиту научного воспитания. - Милль Д.С. Речь об университетском воспитании. Спб., 1867. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Юманс Э. (сост.); проф. Тиндаль, Гексли, Фарадей, д-ра Карпентер, Г.Спенсер, Дж.Гершель, Дж.С.Милль и др.
Год издания: 1867


Новейшее образование, его истинныя цели и требования: Сборник статей в защиту научнаго воспитания проф-в Тиндаля, Даубени, Генфри, Гексли, Педжета, Уэвелля, Фарадэя, Дрэпера, Массона, де Моргана, Овена; д-ров Годгсона, Карпентера, Гукера, Акланда, Форбеса, Грове, Герберта Спенсера, сэра Джона Гершеля, сэра Чарльза Ляйэля, д-ра Сегэна и др., составленный Э.Юмансом. - Милль Д.С. Речь об университетском воспитании. Перевод с английскаго, с предисловием М.А.Антоновича. Спб., издание «Русской книжной торговли», 1867. [8], XXVIII, [2], IV, 416, 71 с. 21,8 х 13,6 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Владельческие надписи чернилами: на титуле: «Леониду Полякову - А.Поляков», на обороте последнего листа: «Леон<ид> Поляков Москва 1895 г.», на авантитуле: «Пр<офессор> М.Кутанин. Саратов февр. <19>35 г.».

Книга из библиотеки профессора Михаила Павловича Кутанина - представителя московской школы психиатров, основателя русской школы гипноза, организатора кафедры психиатрии в Саратовском медицинском университете, которой он руководил более 40 лет до 1964 г. Под руководством М.П.Кутанина на кафедре, несмотря на запреты в Советском Союзе, изучались западные классики психоанализа и была создана передовая научная школа психиатрии. Ученый впервые применил библиотерапию, то есть систематическое направленное чтение, в качестве метода лечения психических расстройств. М.П.Кутанин был почетным членом Всесоюзного и Всероссийского медицинских научных обществ невропатологов и психиатров.

Настоящая книга составлена американским социал-дарвинистом Эдвардом Ливингстоном Юмансом (1821-1887) из статей, отрывков и выступлений крупнейших британских ученых XIX века, высказывавшихся по поводу роли естественных наук в воспитании и о задачах новейшего образования, ориентированного на точные науки и практику. В то время актуальным было противопоставление классического образования, в центре которого традиционно находились древние мертвые языки, филология и классическая литература, и естественнонаучного, направленного на освоение природы, познание реальных законов мира и, в конечном итоге, на экономический прогресс. Классическое образование оттачивало ум, тренировало его гибкость, остроту, глубину, учило различным логическим приемам; естественнонаучное образование все те же функции ума развивало, изучая природу. Все это происходило в пору, когда в образовательных системах большинства стран с изучением естествознания мирились, но не считали его необходимым, поскольку не признавали за ним большого воспитательного значения.

В основу сборника были положены лекции, прочитанные крупнейшими учеными-естествоиспытателями в Королевском Британском институте на темы, заданные самим институтом, то есть впервые официально востребованные на таком высоком уровне. В этих лекциях раскрывалось воспитательное значение всех естественных наук в различных их аспектах: физики, химии, ботаники, зоологии, физиологии, истории науки, экономики, политологии и антропологии. Предметы естественнонаучного цикла вскоре должны были стать основой образования на всех ступенях, для всех социальных групп, независимо от того, как далеко человек собирался подниматься по образовательной лестнице. Анализируются вопросы о том, каким должно быть университетское образование и воспитание, говорится о роли научного образования, полноте умственного развития и пр. Устанавливается необходимый баланс ролей точных наук и классических языков в образовании.

В статьях и лекциях ярчайшие ученые Великобритании и Европы блистательно и остроумно доказывают значение своих наук в общественной жизни, на живых примерах демонстрируют их воздействие на сознание и чувства молодых людей, показывают их ценность для развития мировоззрения, всей личности и ее профессиональных качеств, для тренировки ума. Отточенная логика и риторическое искусство английской научной элиты были обращены на утверждение первенствующего значения естественных наук в образовании, что закладывало основы для научно-технического прогресса. Таким образом, целью образования должно было стать воспитание такого человека, который будет активно менять окружающий мир к лучшему, не абстрактно, а вполне конкретно - вокруг себя, в чем ему должна помочь новая система, основанная на естественных и точных науках.