Новый Иерусалим. Альбом фотографий. [Новый Иерусалим, Фотография Воскресенскаго монастыря иеродьякона Диодора, 1880-е г.г.]. Малотиражное монастырское издание, содержащее 15 оригинальных фотографий. В подносном бархатном переплете эпохи. Редкость.
Автор: Диодор (Борисов), иеродьякон
Год издания: 1886
Новый Иерусалим. Альбом фотографий. [Новый Иерусалим, Фотография Воскресенскаго монастыря иеродьякона Диодора, 1880-е г.г.]. Малотиражное монастырское издание, содержащее 15 оригинальных фотографий, наклеенных на картонные паспарту с оттисками холодным штемпелем названия фотомастерской под снимками: «Фотографiя Воскресен<скаго> монаст<ыря> iерод<ьякона> Дiодора». Под снимками наклеены подписи к фотографиям, отпечатанные типографским способом кириллическим шрифтом. Размеры блока: 31,3 х 42,3 см. Размеры снимков: ок. 21 х 26,6 см. Фотографии являются одними из наиболее ранних снимков монастыря. В подносном бархатном переплете эпохи с золотым тиснением на передней крышке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Альбом имеет культурно-историческую ценность, представляет интерес для музеев. Редкость.
В альбоме представлены 15 снимков, из них 10 фотографий – снимки интерьеров храма: 1. Портрет-парсуна святейшего патриарха Никона середины XVII в.; 2. Вид Ново-иерусалимского монастыря с восточной стороны; 3-4. Виды храма Ново-Иерусалимского монастыря с юго-восточной и юго-западной сторон; 5. Внутренний вид храма от южных врат; 6. Камень повития и всход на гору Голгофу, называемый Крестный путь; 7. Кувуклия над гробом Господним; 8. Вид главного купола над гробом Господним; 9. Вид царской арки и главного иконостаса; 10. Вид главного алтаря Воскресения Христова; 11. Вид главного храма от северных врат; 12. Вид иконостаса Марии Магдалины и сошествия Св. Духа; 13. Вид скита, построенного св. патриархом Никоном; 14. Вид Елеонской часовни, построенной св. патриархом Никоном; 15. Планы храма Гроба Господня в Иерусалиме и Ново-Иерусалимского храма.
Фотографии стали первыми снимками монастыря. На них достоверно запечатлены внешний облик монастыря, интерьеры Воскресенского собора и виды монастырских скитов. Снимки дают точное представление о том, как выглядел монастырь в последней четверти XIX в. Фотографии монастырской фотомастерской стали ценным источником сведений, использованных реставраторами при восстановлении Воскресенского собора, разрушенного немцами в годы Великой Отечественной войны.
Фотомастерская в Ново-Иерусалимском монастыре была создана иеродьяконом Диодором (Диомидом Борисовым) в 1870-е г.г., когда монастырем руководил выдающийся иерарх и ученый архимандрит Леонид (Кавелин; 1822-1891), вводивший в обители многие прогрессивные новшества, в том числе и фотографическое дело. Это была едва ли не первая монастырская фотомастерская в России. Вскоре или одновременно с ней подобные заведения появились в Соловецком монастыре, на Валааме и в единичных других крупнейших обителях. В период управления монастырем архимандритом Леонидом (с 1869 по 1877 г.) и его приемником архимандритом Вениамином (Поздняковым; † 1890) в монастыре началась книгоиздательская деятельность. С начала 1870-х г.г. архимандрит Леонид состоял членом Московского архитектурного общества, где занимался вопросами сохранения памятников церковной архитектуры.
Про иеродьякона Диодора, ставшего спустя некоторое время иеромонахом, известно немного. Он был уроженцем Смоленской губернии и многие годы нес послушание фотографа в монастырской фотомастерской. Его деятельность как фотографа заключалась в последовательной фиксации для истории внешнего и внутреннего облика Воскресенского храма, который не был похож ни на один другой храм в России, и жизни монастыря. Эти работы отличаются высокопрофессиональным качеством исполнения, тщательно продуманным выбором мест для съемки. Будучи уже в сане иеромонаха, в конце 1880-х г.г. Диодор стал казначеем монастыря, а затем - наместником обители.
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном, инициатором реформы церковных обрядов, расколовшей Русскую православную церковь. Тело его было погребено в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора обители. Патриарх Никон в рамках своей политики превращения Московского государства в центр мирового православия стремился воссоздать под Москвой комплекс святых мест Палестины. Некоторые здания монастыря повторяют очертания сооружений Иерусалима. Воскресенский собор (1656-1685) был создан по образу Храма Гроба Господня, деревянный макет которого был привезен в Москву иерусалимским патриархом Паисием в 1649 г. Чертеж и обмеры Храма Гроба Господня выполнил в первой половине 50-х г.г. XVII в. иеромонах Арсений Суханов, совершивший поездку на Ближний Восток за древними рукописями.
Воскресенский собор был заложен в сентябре 1658 года, о чем свидетельствовала надпись на колоколе, отлитом в то время. К концу 1666 года собор был доведен до сводов. Строительство остановилось после Церковного собора 1666-1667 годов, осудившего патриарха, но было возобновлено в правление Федора Алексеевича, начавшееся в 1676 г. Воскресенский собор был освящен 18 января 1685 года. А к концу XVII в. было завершено формирование всего комплекса монастырских сооружений, в частности, крепостной стены. На изломах стены были поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) была построена над западными воротами, над восточными (Святыми) воротами сооружена надвратная Входоиерусалимская церковь.
С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора - огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемая кувуклией), украшенная изразцами. Она повторяла часовню Иерусалимского храма. Первый шатер ротонды собора, возведенный до 1685 года, имел высоту 18 м, а диаметр основания - 23 м. Шатер имел три ряда окон. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов.
23 мая 1723 года под собственной тяжестью обрушился шатер собора, стены ротонды, хоть и уцелели, но растрескались. В 1726 году пожар в соборе уничтожил кровли и деревянные части окон. Реконструкция собора велась в 1731-1747 г.г. под руководством архитектора И.Мичурина. К 1736 г. были восстановлены два нижних яруса ротонды, создан и установлен керамический фриз второго яруса. Елизавета Петровна в 1749 г. выделила 30 000 руб. на завершение восстановительных работ. Благодаря этому интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко. В своем проекте Б.Растрелли (1756) также предусматривал возведение шатра из кирпича. Архимандрит Амвросий, ссылаясь на то, что купол палестинского прообраза Воскресенского храма выполнен из дерева, предложил построить деревянный шатер. По второму проекту Растрелли сохранялись уцелевшие конструкции ротонды и возводился шатер из дерева. Проект был реализован под руководством К.Бланка к 1759 году. Собор получил ротонду, выполненную в стиле европейского барокко.
Наиболее сильное впечатление производил интерьер собора, залитый светом, украшенный резьбой и лепниной. Хоры ротонды и пространства между окнами были заполнены картинами на библейские сюжеты из художественной мастерской будущего настоятеля монастыря Никона Зертис-Каменского. В результате восстановительных работ 1750-х г.г. собор приобрел тот вид, в котором просуществовал до Великой Отечественной войны. В 1802 г. по заказу императора Павла I и его жены архитектор Матвей Казаков устроил придел Марии Магдалины.
Во второй половине XIX - начале XX века монастырь стал одним из главных центров русского паломничества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей значительно возросло. В начале ХХ в. ежегодно монастырь посещало до 35 000 человек.