|
О железнодорожном транспорте СССР. Б.м.: Трансжелдориздат, 1935. [154] с., с илл. 23,2 х 33,8 см. Тираж 5000 экземпляров. Роскошно иллюстрированный представительский альбом, выпущенный «в ударном порядке» к VII Всесоюзному съезду Советов (сдано в производство 10 декабря 1934 г., выпущено 27 января 1935 г.). При воспроизведении иллюстраций применялись техники: глубокой печати, фототехники, травления, литографии, трехцветной печати, золочения. Общее оформление и дизайн альбома художника Н.Трошина; кроме того, ему принадлежат помещенные здесь многие рисунки с натуры. Альбом оформлен в стиле позднего конструктивизма, его отличает большое количество фото-коллажей и фотомонтаж. В издательском переплете с металлической накладкой с горельефным оттиском локомотива «Иосиф Сталин» и в современном художественном цельнотканевом футляре с золотым тиснением на передней крышке. Отличная сохранность. Редкость.
В настоящем альбоме представлены достижения советской железнодорожной отрасли за первые полторы пятилетки с начала индустриализации. Этой отрасли уделялось особое внимание, поскольку именно с помощью железнодорожного транспорта осуществлялись все перевозки сырья, материалов, оборудования и продукции. И именно от четкой работы железнодорожников, от динамичного развития отрасли, увеличения пропускной способности дорог, строительства новых путей, скорости и надежности доставки грузов, подготовки кадров, умеющих работать с новой техникой, зависели темпы индустриализации.
Альбом был призван показать, что изменилось во всех областях железнодорожного транспорта и индустрии. Как и в других альбомах и изданиях этого времени, его составители опираются на яркие визуальные образы, сопровождая их необходимым минимумом пояснительных текстов. В основной статье издания рассмотрено развитие железнодорожного транспорта в течение двух первых пятилеток в цифрах и фактах. Показаны задачи, которые стояли перед железнодорожной отраслью, и промежуточные результаты проделанной работы, отмечены существующие недостатки.
В снимках запечатлено строительство новых железных дорог, железобетонных и стальных мостов, горных тоннелей, новые методы механизированного создания насыпей и укладки путей, очистки путей от снежных заносов. Наглядно показан контраст между методами работы, существовавшими до Октябрьской революции и индустриализации, и теми, которые внедрялись в 1930-е г.г. Новыми железными дорогами были соединены старые промышленные центры и вновь построенные промышленные районы: Кузнецкий металлургический бассейн, Донбасс и др. Было начато строительство целого ряда магистралей, завершение которых планировалось к 1938 г., в том числе Байкало-Амурской магистрали. Показано развитие тяжелого железнодорожного машиностроения, создание новых ремонтных заводов и мастерских, строительство новых вокзалов, депо и т.д. В это время появляются новые модели локомотивов: пассажирский паровоз «Иосиф Сталин», товарный паровоз «Феликс Дзержинский», «Вячеслав Молотов» и др., новые модели вагонов, новые виды техники - электровозы («Владимир Ленин», «ПБ»), работающие на электричестве, тепловозы, работавшие на двигателях внутреннего сгорания, способные двигаться по пустыням при отсутствии воды. Отдельно рассмотрен процесс улучшения социального обеспечения работников железнодорожного транспорта - строительство новых квартир, школ, детских садов, санаториев. Уделено внимание женскому труду, занятиям спортом и военной подготовке.