Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Окно: Трехмесячник литературы. №№ 1-3. Париж, 1923-1924. Полный комплект. В издательских обложках и в современных художественных футлярах. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Бунин И., Гиппиус З., Зайцев Б., Куприн А.И., Мережковский Д.С., Ремизов А., Шестов Л., Бальмонт К., Шмелев И., Цветаева М., Тэффи Н., Осоргин М., Струве Г., Муратов П., Амари, Шлецер Б., Гофман М.
Год издания: 1923


Окно: Трехмесячник литературы. (Изд. М.[Цетлина] и М.Цетлин). №№ 1-3. Париж, Я.Поволоцкий и Ко, [1923-1924]. 21,2 х 14,8. В издательских обложках и в современных художественных футлярах. Страницы не разрезаны. Полный комплект. Отличная сохранность. Редкость.

I. (1923). Ив.Бунин, Зин.Гиппиус, Бор.Зайцев, А.И.Куприн, Д.С.Мережковский, Ал.Ремизов, Л.Шестов. Стихотворения К.Д.Бальмонта, Ив.Бунина, Зин.Гиппиус, М.Цетлина (Амари). 296 , [4] с.
II. (1923). Ив.Бунин, Зин.Гиппиус, Д.С.Мережковский, П.Муратов, А.Ремизов, Л.Шестов, Б.Шлецер, И.Шмелев. Стихи: К.Д.Бальмонт, Глеб Струве, М.Цветаева, М.Цетлин (Амари). 362, [4] с.
III. (1924). Литературный сборник. Ив.Бунин, Зин.Гиппиус, М.Л.Гофман, Мих.Осоргин, Тэффи, Ив.Шмелев. Стихи: Амари, К.Бальмонт, Ив.Бунин, Глеб Струве, М.Цветаева. 3 снимка с рукописей Пушкина. 390, [4] с., c илл.


Журнал «Окно» был основан в 1923 г. Марией Самойловной и Михаилом Осиповичем Цетлиными в Париже. М.О.Цетлин руководил отделом поэзии в крупнейшем эмигрантском журнале «Современные записки», который форматом и содержанием близок альманаху «Окно». Содержание трех вышедших номеров состояло из большого количества стихов, и в чуть меньших объемах - художественно-философской прозы и мемуаров лучших представителей русской литературы старшего и более юного поколения (К.Бальмонт, И.Бунин, Н.Тэффи, З.Гиппиус, Д.Мережковский, А.Куприн, М.Цветаева, сам издатель журнала М.Цетлин, публиковавшийся под псевдонимом Амари, и др.). Кроме того, журнал выпустил две статьи: о неизданных рукописях А.С.Пушкина М.Л.Гофмана и о русской музыке Б.Ф.Шлецера. Г.Струве, опубликовавший во втором выпуске литературного сборника свои стихи, объяснял преждевременную смерть «высококультурного и хорошо поданного издания» близостью к «Современным запискам», которая сулила двум литературным сборникам неприятное соперничество.

В России и в эмиграции в разные годы Осип Михайлович (1882-1945) и Мария Самойловна (1882-1976) Цетлины были центром притяжения интеллигенции, их вечера привлекали многих известных художников, политиков, литераторов. Цетлины были дружны с Буниными, Волошиными, В.Ходасевичем, А.Толстым, И.Эренбургом, принимали у себя П.Пикассо, Д.Риверу, В.Серова, Л.Бакста, Б.Пастернака, М.Цветаеву, А.Белого, В.Маяковского, А.Керенского, П.Милюкова, Б.Савинкова. В Париже они помогали нуждающимся писателям, оказавшимся без средств к существованию. Воспоминания о литературном салоне Цетлиных оставили Д.Бурлюк, Б.Пастернак, П.Антокольский, Б.Зайцев. Кроме альманаха «Окно», Цетлины издавали на собственные средства журнал «Опыты».

Оставшись без почвы под ногами, эмигранты первой волны стремились в пространстве литературы осмыслить собственную судьбу и историю отечества. Хотя на страницах альманаха «Окно» никогда не публиковались политические статьи, творческий отклик на революцию, безусловно, находил отражение на страницах издания.

Мемуары З.Гиппиус «Задумчивый странник» о В.Розанове, вышедшие в последнем, третьем номере "Окон", проникнуты тонкими и интересными размышлениями о титане русской культуры, его отношении с религией и обществом. Еще одним символом обращенного в прошлое взгляда, стремления сохранить осколки дореволюционной культуры, является интерес авторов к собранию А.С.Пушкина и его неизданным рукописям, хотя прямо альманах не ставил себе задачи публиковать критические или литературоведческие статьи.

Н.Тэффи, несомненно являвшаяся одним из самых любимых писателей рядового зарубежного читателя, опубликовала в третьем выпуске «Литературного сборника» один из самых необычных и длинных своих рассказов «Предел», по мнению критики, написанный в несвойственной ей манере подражания Ф.М.Достоевскому. Здесь же публиковались части большой неоконченной книги Д.С.Мережковского «Тайна Трех. Египет и Вавилон», в которую так или иначе вошли почти все работы писателя, написанные в изгнании. Г.Струве отмечал, что, «как и все экскурсы Мережковского в историческое прошлое человечества, эта книга навеяна думами о настоящем и вместе с тем обращена к будущему».

В издании печатались стихотворения З.Гиппиус, как новые, так и и те, что были написаны еще в 1919 г. в С.-Петербурге: «Декабристам» с эпиграфом из знаменитого стихотворения самой З.Гиппиус, в котором она прочила гибель столице Российской империи (вероятно, с намеком на осуществление предсказания), соединенное с написанным в 1922 г. «Рыжим кружевом», запечатлевшим революцию в образе пустоглазой, проворной девочки с красной лейкой, поливающей камни и снег.

Критические рецензии на сборники «Окно» 1920-х г.г. изобилуют упреками в пессимизме, не замечая, что в стремлении сохранить верность культуре проявлялась надежда на воссоединение со своей страной. Временно отведенный в сторону поток русской литературы, несомненно выразивший мысли и настроения наиболее знаменитой и блестящей части русскоязычных авторов первой четверти XX века, выполнил свою «миссию», к которой призывал И.Бунин - уберечь прошлое, лишенное почвы, от соединения с большевизмом. Ненадолго распахнутое «Окно» позволило вглядеться в этот особый мир, хорошо помнивший предшествующую литературную эпоху.