Окраины России. Серия первая: Русское Балтийское поморие. Выпуск II. [Записки православнаго латыша Индрика Страумита. (1840-1845)]. Издание Ю.Самарина. Прага, 1868. В полукожаном переплете эпохи. Очень хорошая сохранность. Редкость.
Автор: Самарин Ю.
Год издания: 1868
Окраины России. Серия первая: Русское Балтийское поморие. Выпуск II. [Записки православнаго латыша Индрика Страумита. (1840-1845)]. Издание Ю.Самарина. Прага, типография Др.Э.Грегра, 1868. VIII, 133, [5] с. 22,5 х 15,2 см. Была напечатана только первая серия, вып. 1-2, выпуск 3 вышел, но был запрещен к распространению в России. В полукожаном переплете эпохи. Очень хорошая сохранность. Книга впоследствии не переиздавалась. Редкость.
Юрий Федорович Самарин (1819–1876) - известный русский публицист и философ, представитель течения славянофилов. Получил хорошее домашнее образование, в 15-летнем возрасте поступил в Московский университет, окончил его в 1838 г. В молодости испытал сильное влияние философии Гегеля. Вскоре после знакомства с К.С.Аксаковым он сближается с ведущими славянофилами – А.С.Хомяковым и братьями Киреевскими. В 1844 г. Ю.Ф.Самарин защитил в Московском университете магистерскую диссертацию о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче. В 1846 г. он в качестве чиновника особых поручений при Министерстве внутренних дел в составе ревизионной комиссии выехал в Ригу, где работал в течении двух лет. Славянофильские настроения автора, резкая критика им политики правительства в Прибалтике вызвала суровую реакцию властей. Ю.Ф.Самарин был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1859 г. он активно участвовал в работе комиссий, готовивших программу реформ. В дальнейшем был одним из организаторов и лидеров земского движения в 1862–1864 г.г.
Авторство второго выпуска «Окраин России» приписывается Ю.Ф.Самариным православному латышскому крестьянину Индрику Страумиту (псевдоним), описавшему тяготы прибалтийского крестьянства в 1840-е г.г. За собой же издатель оставлял задачи проверки фактов и редакции текста. В издании описывается историческая ситуация, когда латышские крестьяне повернулись лицом к православию и готовы были его принять, но законы царской России препятствовали этому. В книге жестко критикуется религиозная, социальная и этническая политика Российской империи в Прибалтике. Книга остро полемична, вот что говорится в ней о взаимном отношении имперской власти и народа Прибалтийских земель: «… Россия всегда … смотрела на этот край как на чужой. Не так смотрим на Россию мы – Латыши и Эсты. Известно ли это России? Знает ли она, что одна надежда на нее, только одна эта надежда и подкрепляет нас в нашей горькой доле; что мы все одного просим, одного желаем, к одному стремимся – слиться с нею, с Русским народом, иметь с ним одну веру, один закон, один язык, как имеем уже теперь одного Царя? – Может быть, и знает, но кажется не хочет знать». В книге представлены сложные отношения прибалтийских крестьян, местной германизированной протестантской элиты и Российской империи.