Октай. М., Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 7422 (1913/1914). Первое издание с рукописного поморского Октая. Полуустав, знаменная нотация с пометами. Переплет эпохи: доски, обитые бархатом. Очень хорошая сохранность.
Автор: Иоанн Дамаскин
Год издания: 1913
Октай. М., Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 7422 (1913/1914). Лл.: 2 нн., 252 = 254 лл. 27,6 x 20,4 см. Первое издание с рукописного поморского Октая. Полуустав, знаменная нотация с пометами. Печать в две краски. Переплет эпохи: доски, обитые бархатом. Пробои и застежки желтого металла. Тройной тонированный обрез. Очень хорошая сохранность: незначительное повреждение правого поля лл.211-214.
Издание украшено роскошными заставками, инициалами, концовками, гравированными на дереве, печать в несколько красок (черной, красной, зеленой и золотом). Поморский стиль орнамента и декоративное письмо достигли высочайшего художественного уровня. В поморских заставках тонко изображена растительность, с большим вкусом даны геометрические узоры, сочетание красок отличается изяществом.
Старообрядцы-поморы сохранили живую средневековую певческую традицию, ее местный вариант формировался с начала XVIII в. на Выгу путем усвоения традиций пения Соловецкого монастыря, кремлевского Успенского собора в Москве, а также основных древнерусских певческих центров. Выговцами были усвоены соловецкий, кирилловский, тихвинский, новгородский и псковский распевы. На протяжении первой половины XVIII в. выговцы целенаправленно разыскивали и собирали по всей России древнерусские крюковые рукописи, копировали их и составляли сборники песнопений на основе списков разного времени.
Октай содержит изменяемые песнопения подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а воскресных дней - дополнительно песнопения малой вечерни и полунощницы. Все песнопения одной седмицы исполняются на один и тот же глас. Выговское общежительство всегда придерживалось раздельноречной традиции, поэтому в настоящем Октае встречается хомовое пение. Этот термин означает, что при исполнении текстов песнопений полугласные «ъ» и «ь» произносились как «о» и «е» соответственно. После упразднения такого способа исполнения в официальной церкви во второй половине XVII века эта традиция закрепилась в среде староверов-беспоповцев вплоть до настоящего времени. Из полных сводов певческих книг в ранней письменной традиции выговцев известны только Ирмосы и Октай. Именно эти две книги легли в основу подготовки певчего в поморской традиции, которая дошла до наших дней. Подборка строк и попевок в поморских певческих азбуках составлена на основе Ирмолоя и Октая.
Известная федосеевская типография при Преображенском богадельном доме действовала до 1917 года. Издания этой типографии широко распространенны среди всех старообрядцев-беспоповцев вплоть до настоящего времени.