Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Отузы. [Крым]. [Спб., 1805]. Гравюра на меди в паспарту. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Палдо А., де; Колпашников А.Я.
Год издания: 1805


Отузы. [Крым]. [Худ. А. де Палдо, грав. А.Я.Колпашников (?)]. [Спб., 1805]. Гравюра на меди (офорт, резец) в паспарту. Размеры оттиска: 22 х 38,5 см. Размеры в паспарту: 37 х 53 см. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Обольянинов Н., 2624; Березин Н.И., 603 (с указанием: «Довольно редка»).


Гравюра является листом 30-м из альбома ко второй части издания П.И.Сумарокова «Досуги крымского судьи или Второе путешествие в Тавриду» (Ч. 1-2. Спб., печатано в Императорской типографии, 1803–1805; ч. 1 – [14], 225 с.; 21 л. илл.; ч. 2 – [10], 244, [15] с.; 35 л. илл., карт.). Это было одно из первых изданий, посвященных описанию географии, истории, природы и достопримечательностей Крыма, перспективам его экономического освоения, написанное русским исследователем-путешественником вскоре после присоединения Крыма к России. Рисунки для издания с натуры выполнили французский художник Александр де Палдо и художник Г.Тяннилов. Эти изображения отразили исторические и природные реалии конца XVIII – начала XIX в.в. и стали одними из самых ранних воспроизведений этих мест. Гравировали рисунки такие русские мастера гравюры, как А.Я.Колпашников, В.Иванов, А.Рудаков, Я.Евсеев, Г.Прядышев, Н.Саблин. Н.Обольянинов указывает имена художников и граверов для каждой иллюстрации к первой части книги, но ко второй части таких сведений не сохранилось.

На гравюре представлен вид на долину Отузы, в которой была одноименная татарская деревня (позднее на этом месте возникли поселки Щебетовка и Курортный). Впервые Отузы упоминаются в генуэзских источниках в XV в. Эта небольшая долина находится на южном берегу Крыма, между Судаком и Феодосией. С северо-востока она ограничена Карадагом, а с юго-запада - горой Эчки-Даг (с крымско-татарского «Козья гора»). Отузская долина - древнейшее место разведения винограда и виноделия. Здесь было открыто раннесредневековое поселение с храмами, жилыми домами и могильником, основанное в конце VII в. В долине расположены остатки крепости и византийской церкви. Найденные здесь могильные плиты датируются XI-XVI веками. Ныне долина является одним из основных производителей марочных вин и коньяков, здесь находится завод «Коктебель».

В одном из путеводителей начала XX в. рассказывается: «По красоте и живописности Отузская долина являет из себя картину редкостную. Узкая, сплошь засаженная виноградниками долина тянется на две с половиной версты от татарской деревни к морю, куда и выходит неглубоким ущельем. Вид ее крайне живописен, климат необыкновенно благоприятен. Ветров ввиду совершенной защищенности не бывает вовсе. … У подножия Карадага, в имении проф. Т.И.Вяземского, сооружено здание биологической станции с аквариумом».

Павел Иванович Сумароков (1767-1846) - писатель, сенатор и член Российской Академии наук. В конце XVIII – начале XIX в.в. он совершил два путешествия по Крыму. Первое было беглым и ознакомительным, в его ходе П.И.Сумароков стремился увидеть как можно больше мест, в целом познакомиться с историей края, его климатом и природой. Второе произошло в 1802–1803 г.г., когда П.И.Сумароков занимал должность судьи в Крыму, оно было более глубоким, обстоятельным и подготовленным. Книга «Досуги крымского судьи или Второе путешествие в Тавриду» содержит значительный полезный материал об истории и быте Крыма и тем выгодно отличается от путевых заметок многих других русских авторов начала XIX в. Она выходила двумя отдельными частями и была украшена 56 листами видов и карт Крыма.

Алексей Яковлевич Колпашников (1744-1814) - талантливый русский гравер. С 1759 г. учился в гравировальном классе Академии наук, затем переведен в Академию художеств, один из лучших учеников знаменитого Г.Ф.Шмидта, обучавшего в России академическую молодежь искусству немецкой гравюры. С 1766 г. служил при Академии художеств, получал там жалование по 60 р. в год. В 1779 г. пожалован пожизненным дворянством. Некоторое время содержал собственную типографию. Лучшая пора его деятельности - с 1767 г. по 1783 г.г. В это время им исполнены портреты кн. А.М.Голицына и гр. Р.И.Воронцова, кн. А.Б.Куракина, М.В.Ломоносова, представителей правящей династии: царевича Петра I, Алексея Петровича, императрицы Екатерины II и несколько досок к описанию ее коронации.