Озеро Байкал. 4 фотографии: 1. Север Байкала; 2. Вид деревни и храма на берегу Байкала; 3. Вид на г.Иркутск; 4. Ледокол «Байкал». Конец XIX – начало ХХ века. Очень хорошая сохранность.
Автор: Без автора
Год издания: 1900
Озеро Байкал. 4 фотографии. Конец XIX – начало ХХ века. Размеры снимков: 16,4 х 22,9 см. Очень хорошая сохранность.
1) Север Байкала.
2) Вид деревни и храма на берегу Байкала.
3) Вид на г.Иркутск.
4) Ледокол «Байкал».
На представленной серии фотографий изображены: северный берег озера Байкал, храмы и деревня, расположенные на его берегу, ледокол «Байкал», осуществлявший паромную перепреву по озеру, часть берега вблизи пристани с ожидающими погрузки на паром-ледокол подводами с лошадьми и товарными вагонами, а также общий вид г.Иркутска.
«Байкал» - паровой паром-ледокол российского флота, действовавший на озере Байкал в 1899-1918 годах. В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали. Для этого 30 декабря 1895 года был заключен контракт с английской фирмой "В.Г.Армстронг, Витворт и Ко" на изготовление парома-ледокола. Стоимость его составила 80 тыс. фунтов стерлингов. В разобранном виде паром доставили в Петербург, откуда по железной дороге перевезли на озеро Байкал к селу Лиственничное. Транспортировка оказалась сложной задачей, так как некоторые его части были весьма больших размеров, в том числе 15 паровых котлов. Русские рабочие-судостроители в короткий срок собрали огромное судно. 17 июня 1899 года он был спущен на воду.
Ледокол «Байкал» был построен из стали особенно прочной конструкции. Как носовая, так и кормовая часть были рассчитаны для ломки льда при движении передним и задним ходом. На «Байкале» на главной палубе на трех рельсовых путях, вдоль оси ледокола, могли разместиться 25 товарных груженых вагонов; в каютах на верхней палубе имелись помещения для 150 пассажиров. Паром-ледокол имел длину 88 м, ширину 17 м, водоизмещение 4200 тонн, осадку 6 м. На палубе размещалось до 500 пассажиров, а всего паром перевозил 670 человек. При воинских перевозках, кроме 25 вагонов, на «Байкале» можно было перевезти до 2500 солдат и 250 лошадей.
«Байкал» сначала ходил между станциями Байкал и Мысовая - расстояние между ними 68 км, а позднее между станциями Байкал и Танхой - расстояние 38 км. Толщина стальной наружной обшивки по ватерлинии составляла 25 мм, что позволяло плавать при толщине льда около 1 м. Скорость ледокола на открытой воде была около 20 км/ч, а во льдах 10 км/ч.
27 января 1900 г. ледокол совершил первый пробный переход по озеру. В течение 12 часов он прошел 136 км, взломав лед толщиной 80 см. Из-за тяжелой ледовой обстановки в зимнее время переправа останавливалась. По указанию министра путей сообщения с 1905 г. «Байкал» плавал 7,5 месяцев в году, когда не бывает льда (с половины апреля до декабря). Он делал по три рейса в сутки, перевозя транзитные грузы. Во время гражданской войны в 1918 г. «Байкал» попал под артиллерийский обстрел и затонул в бухте Танхой.
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировалась модель парома-ледокола «Байкал». В настоящее время она хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта России.