Памятник А.С.Пушкину. Спб., Фотоателье Алексея Рейнбота, 1890-е г.г. Фотография наклеена на фирменное паспарту. В раме. Отличная сохранность.
Автор: Рейнбот А.
Год издания: 1893
Памятник А.С.Пушкину. [Спб., Фотоателье Алексея Рейнбота, 1890-е г.г.]. Фотография наклеена на фирменное паспарту, украшенное золотой орнаментальной рамкой. В раме. Размер снимка: 21,4 x 27,4 см. Размер в раме: 51,2 х 57,1 см. Отличная сохранность.
Выпускники Царскосельского лицея в 1855 г. обратились с ходатайством о разрешении соорудить памятник великому поэту. Дозволение на строительство и на сбор средств по всей стране было получено от имени императора Александра II. Первоначально памятник должны были установить в Царском селе. Через пять лет на его строительство было собрано всего 13000 рублей и тогда бывшие лицеисты в 1870 г. избрали новый комитет, которому было поручено активизировать деятельность по сооружению монумента. Комитет добился разрешения на установку монумента не в Царском селе, а в Москве. В ходе конкурса на лучший проект памятника в 1873 г. победил скульптор Александр Михайлович Опекушин. Фигура поэта была отлита и установлена на пьедестале, изготовленном по проекту архитектора И.С.Богомолова.
6 июня 1880 г. состоялось торжественное открытие памятника. В Страстном монастыре отслужили заупокойную литургию по А.С.Пушкину, потом дети поэта, дочери Мария и Наталья, сыновья Александр и Григорий вместе с Ф.М.Достоевским, И.С.Тургеневым, А.Н.Островским, И.С.Аксаковым, А.Н.Майковым и многими другими проследовали из собора к главной трибуне. На лицевой стороне памятника начертано «Пушкину», на другой: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык». По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединенных бронзовой цепью.
Скульптор хотел, чтобы памятник был поставлен на Страстной площади перед монастырем, но в монастыре не согласились: как хорошо видно на настоящей фотографии, памятник поставили в начале Тверского бульвара. В 1938 г. монастырь снесли, площадь расширили и в 1950 г. памятник перенесли на то место, где хотел его видеть автор.
А.М.Опекушин был крепостным деревни Свечкино, близ Ярославля. Мальчик рано начал лепить, и отец отдал его в 12 лет в артель лепщиков, работавшую в Петербурге. Опекушина определили учиться в рисовальную школу Общества поощрения художников. В 15 лет он устроился на работу в мастерскую датского скульптора Д.И.Иенсена, который, став профессором Петербургской Академии художеств, помог Опекушину стать вольноприходящим учеником. С помощью Д.И.Иенсена в 1859 г. Александр Опекушин за 500 рублей выкупился на волю. Молодой скульптор работал вместе с М.О.Микешиным, создававшим памятник «Тысячелетие России» в Новгороде и Екатерине II в Санкт-Петербурге.
Фотография изготовлена около 1893 года в фотоателье Алексея Рейнбота («Рейнбот А. и Ко»), находившемся в Санкт-Петербурге по адресу: ул.Николаевская, 14. Это была одна из лучших столичных фотомастерских конца XIX в. В ней, в частности, выпускали роскошные серии фотографических видов русских столиц. Настоящий снимок принадлежит к одной из таких серий, которая выделяется качеством и мастерством исполнения. При сравнении со снимками тех же видов, но из других серий, явственно заметна разница. Фотография отличается четкостью и яркостью, тщательностью фокусировки и выбора ракурса. Изящное оформление снимка фирменным паспарту с золотой рамкой придает виду эстетическую завершенность. На каждом паспарту серии было оттиснуто индивидуальное название снимка. Фотография прекрасно сохранилась благодаря тому, что она почти не имела контактов со светом и мало затронута выцветанием.