Памятник Николаю I в С.-Петербурге. Фотогр. А.Лоренса в С.-Петербурге. [Спб., конец 1860-х – начало 1870-х г.г.]. Фотография, наклеенная на фирменное паспарту, в раме. Отличная сохранность.
Автор: Лоренс А.Ф.
Год издания: 1870
Памятник Николаю I в С.-Петербурге. Л. 10. Фотогр. А.Лоренса в С.-Петербурге. [Спб., конец 1860-х – начало 1870-х г.г.]. – Monument de Nicolas I a S-t.-Petersbourg. F. 10. Photogr. de A.Lorens, S.-Petersbourg. Подписи под снимком - на русском и французском языках, текст их взят в орнаментальную рамку. Альбуминовая фотобумага. Фотография, наклеенная на фирменное паспарту, в раме. Размер снимка: 11,3 х 16,3 см. Размер в раме: 41,4 х 44,2 см. Отличная сохранность.
Снимок из серии фотографических видов Петербурга, выполненных и изданных известным столичным фотографом Альфредом Федоровичем Лоренсом. Эту серию, а также виды Павловска, Петергофа, Царского Села и других столичных окрестностей мастер светописи выполнил в конце 1860-х – начале 1870-х г.г. Виды Петербурга вышли, как минимум, в двух изданиях. На одном подписи на фирменных паспарту под фотографиями имели орнаментальную рамку, на другом - нет.
На снимке изображен первый и самый известный русский памятник императору Николаю I работы знаменитого скульптора П.К.Клодта, установленный в 1859 г. на площади напротив Исакиевского собора.
Самая яркая страница в истории создания памятника - работа скульптора над конной статуей. Александр II лично редактировал и утверждал проект монумента в декабре 1856 года. Рассматривая модель конной статуи, император пожелал «изменить аллюр лошади с левой ноги на правую, козырек у каски уменьшить, самую каску надеть несколько назад, ботфорты сделать мягче, эполеты же и правый рукав выше локтя немного полнее». Император присутствовал и на торжественной закладке памятника в январе 1857 года.
В апреле 1858 года Клодт отлил конную статую Николая I, но форма не выдержала температуры и лопнула. Тем не менее, император согласился на повторную отливку, которую должен был произвести все тот же П.К.Клодт, а его издержки, понесенные во время первой, неудачной отливки, были компенсированы из казны. Вторая отливка увенчалась успехом 21 февраля 1859 г. Конная статуя была выполнена с особым техническим мастерством. Статуя изготавливалась в литейной мастерской Императорской Академии художеств. Она была колоссальных размеров и не могла пройти в ворота. Чтобы ее вывезти, пришлось проламывать стену.
Памятник Николаю I стал одним из важнейших скульптурных символов Санкт-Петербурга. Он знаменит своей уникальной композицией – конь под императором имеет только две точки опоры. На пьедестале монумента скульптор запечатлел основные исторические вехи правления этого самодержца. Здесь есть и восстание декабристов, и холерный бунт, и открытие железной дороги. Исторический памятник чудом не был снесен в первые годы советской власти.
А.Ф.Лоренс был одним из первых фотографов, открывших свою мастерскую в Петербурге. Его ателье начало свою работу в 1855 году. Студия фотографа располагалась по адресу: Невский проспект, дом № 4, то есть напротив Адмиралтейства. В начале 1890-х годов фирму «ЛОРЕНС» приобрел фотограф Михаил Кучеров и она просуществовала еще до 1917 года.
Деятельность Альфреда Федоровича как фотографа захватила почти целиком вторую половину XIX в. и была весьма успешна. Мастер пользовался заслуженной славой прекрасного портретиста, снимал известные этнографические серии, показывавшие жизнь российской провинции. В конце 1880-х г.г. А.Ф.Лоренс изобрел фотокамеру для нужд Военного министерства, позволявшую быстрее и проще делать съемку местности в полевых условиях. Камеры, работавшие по такому принципу, вскоре начали использовать многие европейские армии. Благодаря этому изобретению в военных подразделениях начали появляться штатные фотографы.