Папюс. Каббала или наука о Боге, Вселенной и Человеке. Спб., 1910. Первое русское издание. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкость.
Автор: Папюс (Анкосс Ж.).
Год издания: 1910
Папюс. Каббала или наука о Боге, Вселенной и Человеке. Перевод с французскаго А.В.Трояновскаго под редакцией ориенталиста и переводчика Талмуда - Н.А.Переферковича. (С дополнением подстрочнаго перевода «Сафер Иециры», сделаннаго редактором с еврейскаго подлинника. Спб., издание В.Л.Богушевскаго, 1910. [8], IV, 272 с., с илл. 21,5 х 14,7 см. Первое русское издание. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкость.
Каббала – мистическое учение евреев об устройстве мира, именах Бога и силе Слова. Такой силе, когда словом можно убить, или перенести город с места на место, а определенные сочетания букв в устах посвященного творят новые миры. Многие столетия это учение было запрещено к разглашению. Даже среди евреев-талмудистов его могли изучать лишь избранные, наиболее одаренные мудростью мужи. Передавать тайное учение можно было только изустно, от учителя к ученику, и ученик мог постигать каббалу лишь один на один с наставником. Неверное понимание учения могло привести к безумию и гибели учащегося. А те, в ком потаенная мудрость все-таки проросла и расцвела, никогда не использовали свои знания и магию во вред другим. Они не творили новых миров, дабы не впасть в гордыню и соблазн уподобиться Сущему.
В эпоху позднего Средневековья каббала стала проникать и в христианскую культуру, претерпев значительную эволюцию, приобретя излишний символизм и философичность, но зачастую утратив суть. Папюс, нарушая один из основных принципов каббалы, позволил себе выпустить учение о сокровенном знании в мир с помощью печатного станка. Папюс был прекрасным и весьма эрудированным компилятором, труды его считаются актуальными до сих пор. Он добросовестно делится своими знаниями и знакомит читателей со всеми внешними сторонами учения каббалы в том виде, в котором она была преломлена через рационалистическое европейское сознание, привитое христианством.
Папюс стремится передать дух каббалы. Он рассказывает об истории складывания тайного учения в эпохи Мишны и Талмуда, приводит описание концепций и анализ таких значимых каббалистических трактатов, как «Сефер Йецира» и «Сефер Бахир», рассматривает основные понятия каббалы: древо сефирот, смысл каждой сефиры, структуру мироздания. Он раскрывает мистическую силу и символику букв еврейского алфавита, которые собираются в имена Бога, являющиеся ключами к тайнам мира, детально анализирует функции трех букв-матерей, семи двойных букв и двенадцать простых. Автор много говорит о том, как учение о запредельном и непознаваемом было воспринято и переосмыслено европейскими учеными, алхимиками, мистиками, стремившимися заглянуть в потайные уголки бытия, подчинить себе Природу, силы Небес и Преисподней.
В приложении к изданию опубликован перевод одного из базовых трактатов каббалы «Сефер Йецира», правда, остающийся непонятным без изучения соответствующих комментаторских традиций. Кроме того, напечатано сочинение «Оккультная анатомия человека».
Жерар Анаклет Венсан Анкосс (псевд. Папюс, что значит «врач», 1865-1916) - выдающийся французский оккультист, масон, розенкрейцер, маг и врач. Он был основателем ряда масонских орденов, в том числе Ордена Мартинистов и «Каббалистического Ордена Розы и Креста». Он был автором более 400 статей и 25 книг по магии, каббале, а также знаменитой системы карт Таро.
В молодости Ж.Анкосс провел много времени в Парижской национальной библиотеке за изучением каббалы, таро, магии, алхимии и работ Элифаса Леви. Кстати, псевдоним «Папюс» был заимствован из «Нюктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви. На мировоззрение Ж.Анкосса оказали влияние труды Луи Клода де Сен-Мартена и других крупнейших мистиков и оккультистов прошлого. в 1882 году Папюс был посвящен в степень «Superieur Inconnu» (Высший Неизвестный) Анри Делаажем, который, в свою очередь, был посвященным по линии преемственности от Сен-Мартена. В 1887 году Папюс вместе с Пьером Огюстом Шабосо, также имевшим посвящение по одной из линий преемственности от Сен-Мартена, объединив свои линии, основал Орден Высших Неизвестных, который приобрел известность под именем Орден Мартинистов. Непродолжительное время Папюс состоял в теософском обществе Е.П.Блаватской, но вскоре разочаровался. С 1888 года Папюс начинает выпускать журнал «Инициация» (фр. l’Initiation), который являлся официальным печатным органом Ордена Мартинистов. В 1890 году он основал журнал «Вуаль Изиды». В 1894 году получил степень доктора медицины Парижского университета за диссертацию по «философии анатомии».
В начале 1900 года герцогиня Лейхтенбергская Анастасия Николаевна по поручению Николая II посетила во Франции Папюса, члена Верховного совета Ордена Мартинистов Филиппа, чтобы убедиться в его чудотворной силе. В 1901, 1905, 1906 годах Папюс приезжал в Россию с лекциями по магии и оккультизму, здесь ему был выдан диплом врача. В 1905 году Папюс провел спиритический сеанс для Николая II и царицы, призвав дух царя Александра III. Антельм Филипп Низье и Папюс посвятили Императора Николая II в члены Ордена мартинистов. А Филипп даже был советником русского императора. Царская семья упоминала его как «одного из двух друзей, посланных нам Богом». Книги Папюса на русский язык переводил А.В.Трояновский. Он был издателем и активным пропагандистом оккультизма и астрологии. Книги Папюса А.В.Трояновский печатал в журнале «Изида», официальном органе русских мартинистов, основанном в 1909 г.
В 1914 г., с началом Первой мировой войны, Папюс ушел добровольцем на фронт, где работал врачом полевого госпиталя. Умер от заражения туберкулезом 25 октября 1916 года. Его произведения и в наши дни являются самыми популярными и издаваемыми источниками по оккультизму, христианской каббале и магии. В 1920-е – 1930-е г.г. русские масоны и каббалисты подверглись жестким репрессиям, в результате их домашние библиотеки часто уничтожались, а преемственность традиции практически исчезла.